Чижик-Пыжик. Академия художеств
00:03:47

Какая Нева - красавица!
А Город - небес творение!
Мне Чижику-Пыжику нравится
Писать о них стихотворения...
 
Мне вам описать “Академию
Художеств” сегодня хочется...
Влетаю в “другое время” я,
Врываюсь в “былое творчество” …

Описываю всё, что видится -
И внешний вид, и содержание -
Всё то, на чём это всё зиждется -
И Камни, и Двор, и Здание...

Полсотни пять метров диаметром -
Круг, вписанный в прямоугольник -
“Дворец”, вот таких вот параметров -
Как-будто чертил его школьник...

Мне, Чижику-Пыжику нравится
Изысканность и “упрощение”-
А стиль классицизма и славится,
Своим прямым “нравоучением” …

Минерва, царицей на куполе,
Сидит, с напускною беспечностью...
Сама, много раз искупана
В дождях и пожарах вечности...

Фасад, он Невой любуется,
Аж, восьмиколонным портиком,
Геракл с Флорой красуются -
Туриста, радуя, с фотиком...

Любуются все “Академией
Художеств” - “музеем ценностей” -
Она, как растенье Гардения
Пропитана “духом нетленности” …

А “Внутренний двор”, как водится
И ныне один - единственный...
Здесь куполом небо смотрится,
Как космоса вид таинственный...

Шувалов, он знал - всё сбудется...
Сидит на скамье, беседуя -
И мне почему-то чудится -
Беседуя с Елизаветою...

А впрочем, у Церетели я
Не плавал в “ручьях познания” -
Чудеснейшее “изделие”,
Достойнейшее ваяние....

Кокоринова, я чувствую,
С Валлен-Деламота потчерком,
На каждой стене присутствует,
Фольтен, гениальным росчерком...

Над входом - “Свободным художествам” -
Девиз, “всех творцов, обители” -
Скульптуры и живопись множеством
Своим, поражают зрителей...

Не всё королям, да герцогам,
Банкирам, кичится пафосно
Коллекциями за дверцами -
Пусть будет и людям радостно!

Царице Елизавете мы
Поклоны отвесим с рвением,
За то, что она приветила
Российское просвещение.

Мир чуткой душе Шувалова -
Директора Академии -
Он жизнь посвятил, без малого,
Чтоб всем показать творения
Художников, архитекторов,
И зодчих, и всех ваятелей,
Наметив потомкам векторы -
Талантов и почитателей...

Без “яда, росло, развратности”
В училище поколение,
В “духовных трудов парадности”
И в поисках вдохновения!

Здесь Репин, Щедрин с Тропининым,
Крамской и Брюллов, и Рокотов,
Здесь Врубель, ещё без “имени”
Несутся по классу с хохотом,
Они, жеребята, прыткие -
В Пегасы, годами взрощены,
Всю славу России выткали,
Полями, лесами, рощами!

Глядят на Неву важнецкие
Два Сфинкса, по роду, Фивские
Зверюги Аменхотепские,
Но, что-то в них есть и скифское...

От Чижика-Пыжика чувствую,
Какое-то сходство, неясное -
В них явно, химера присутствует,
Но, что-то в них есть и прекрасное!

У Чижика-Пыжика - мнение -
Пора бы, к Фонтанке ускорится...
Я думаю, про Академию
Рассказ мой у всех вас усвоится...

 

 

Традиции создания художественных коллекций было положено эпохой Возрождения. Владельцами галерей и кабинетов были короли и герцоги, министры, придворные и банкиры. Правда, большей частью такие собрания служили в репрезентативных целях – здесь проходили приемы важных особ, устраивались празднества и торжества. Век просвещения начала в России императрица Елизавета Петровна. Граф И.И. Шувалов, фаворит императрицы внес в Сенат предложение создать в Петербурге высшую художественную школу (1757). В том же году последовал указ Елизаветы Петровны «...особой трех знатнейших художеств академию в Петербурге учредить...».  Директором Академии художеств стал И. И. Шувалов.

Завершительницей выступила Екатерина II, посчитав, что для столь значимого учреждения, как Академия художеств нужно достойное здание. Первые проекты были присланы из Парижа архитектором Жаком Блонделем, но были отвергнуты императрицей. Новый проект представил профессор архитектуры Ж. Б. Валлен-Деламот (1763). Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1764 года в годовщину вступления на престол Екатерины II. Построенное к 1788 году здание стиле классицизма стало творением трёх талантливых мастеров: Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю.М. Фельтена. Немало и других видных мастеров приняли участие в работах по оформлению грандиозного сооружения.

Здание Академии художеств одна из первых петербургских построек в стиле классицизм. Протяженное величественное здание, похожее на дворец венчает купол, на его вершине скульптура торжествующей богини Минервы. Фасад, обращенный к Неве украшает восьмиколонный портик, а вход фланкируют скульптуры Геракла и Флоры.

Планировка здания геометрически проста и изыскана: это внутренний круг диаметром 55 метров, вписанный в прямоугольник. Внутренний круглый двор - самый большой круглый двор в мире, по площади он равен куполу собора Св. Петра в Риме. По легенде размер был определен велением императрицы, чтобы ученики Академии соотносили свои будущие проекты с шедевром мировой архитектурны. Из центра двора небо кажется куполом, который покоится на стенах здания Академии художеств. В 2003 году в центре двора был установлен памятник создателю и первому президенту Академии графу Ивану Шувалову (ск. Зураб Церетели).

Над входом здания надпись: «Свободным художествам» - под сенью этих стен должны были процветать: архитектура, живопись, скульптура и воспитание. В Академии художеств было создано Воспитательное училище, в которое учеников набирали в юном возрасте 6 лет, чтобы «находясь под надзором гувернеров, они не могли видеть и слышать ничего дурного, могущего их чувства упоить ядом развратности». Обучение продолжалось 10 лет, в возрасте 16 юноши переходили собственно в Академию. Окончившим присуждалось звание художника (живописи, скульптуры или архитектуры), награжденные золотой медалью за счет Академии отправлялись за границу для дальнейшего усовершенствования. Карл Брюллов провел в такой пенсионерской поездке более 10 лет и вернулся только по требованию царя!  

При Академии художеств был открыт первый художественный музей в России доступный для публики. При этом музей был возведён в ранг научно-исследовательского, что является явлением уникальным. Собрание художественных ценностей представляет творческий опыт отечественной художественной школы – от копирования мировых шедевров до шедевров, созданных учениками Академии. Музей и сегодня открыт для публики и предлагает знакомство с Академическом музеумом; отделом архитектурных моделей, где можно увидеть в миниатюре знаковые постройки Петербурга и даже заглянуть внутрь; отдел слепков – копии с античных скульптур и прочие антики.

Традиции императорской Академии Художеств продолжены и сегодня, в здании расположена "Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств". По-прежнему студенты постигают здесь секреты искусства, процветают «знатнейшие художества».    

Эффектно оформлена набережная перед фасадом Академии Художеств: на гранитных пьедесталах восседают гигантские египетские сфинксы (установлены в 1834 г.). Эти изваяния, созданные в 14 веке до н.э. во времена правления фараона Аменхотепа III были привезены из Фив. Российская казна приобрела сфинксов за 64.000 рублей, потратив еще около 20.000 на их транспортировку. В момент погрузки на корабль в Александрии порвались тросы и один из сфинксов упал, разбив мачту и борт корабля – видимо, в холодную Россию ехать не хотел…
А на нижней площадке пристани возле каменных скамей притаились четыре бронзовых грифона (скульптор П. П. Геде, 1834 г.), которым петербургский фольклор приписывает возможность исполнять желания.