Выставка «Новые Отверженные» в АртГалерее «МОСТЫ»

18 января 2021

Небольшой исторический экскурс. Париж, 1863 год.

«22 апреля 1863 года  Наполеон III отправился во Дворец промышленности, построенный для Всемирной выставки 1855 года, где с того времени устраивались выставки Салона. Там он осмотрел часть отвергнутых работ, прежде чем вызвать графа Ньюверкерке, генерального директора музеев, сюринтенданта изящных искусств и председателя жюри. Так как менять оценки жюри казалось неблагоразумным, император принял сенсационное решение, опубликованное в официальном "Moniteur".»

"До императора дошли многочисленные жалобы по поводу того, что ряд произведений искусства был отвергнут жюри выставки. Его величество, желая предоставить широкой публике самой судить о законности этих жалоб, решил, что отвергнутые произведения искусства будут выставлены в другой части Дворца промышленности. Выставка эта будет добровольной, и художникам, не пожелавшим принять в ней участие, достаточно лишь сообщить администрации, и она немедленно вернет им работы. Выставка откроется 15 мая [сам Салон открывался 1 мая]. Художники, желающие взять назад свои работы, должны сделать это до 7 мая. После этого срока картины будут считаться оставленными и будут вывешены в галереях". 

Для художников согласиться на участие означало открыто противостоять академической традиции. И, что наиболее пугающе — отдаться на суд публике, чей вкус двести лет формировала салонная живопись. Однако, несмотря на это, из экспозиции, которую тут же прозвали «Салон отверженных», отозвали лишь пятую часть — 600 картин. В выставке участвовали Мане, Писсаро, Фантен-Латур и другие художники. Главным скандалом первого «Салона отверженных» стала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве».

"Салон отверженных" с первого же дня открытия привлек огромное количество публики; по воскресеньям рекордное число посетителей доходило до трех-четырех тысяч. Публику, конечно, больше привлекал необычный характер отвергнутых работ, которые пресса называла "смехотворными", чем уже надоевшие произведения в самом Салоне.

"Входя на выставку отвергнутых произведений, - сообщает Хамертон, каждый посетитель, хочет он этого или нет, немедленно вынужден отказаться от всякой надежды обрести спокойствие, необходимое для того, чтобы справедливо сравнивать произведения искусства. Едва успев переступить порог, самые серьезные посетители разражаются взрывами смеха. Это как раз то, чего желают члены жюри, но это в высшей степени несправедливо по отношению к многим достойным художникам... Что же касается публики в целом, - добавляет автор, - то она в полном восторге. Все идут взглянуть на отвергнутые картины".

"Нужно быть вдвойне стойким, - комментирует Астрюк, - чтобы не согнуться под нашествием глупцов, которые стекаются сюда тысячами и яростно над всем глумятся".

По словам Хамертона, хотя это едва ли можно доказать, критики были даже добрее к отвергнутым, чем к принятым; во всяком случае, верно, что отвергнутым посвящались длинные заметки. В прессе даже публиковались шутки по поводу выставленных в Салоне художников, которые надеялись быть отвергнутыми в будущем году, чтобы привлечь к себе внимание. А Йонкинд писал своему другу Будену, на этот раз принятому: "Мои картины находятся среди отвергнутых, и я имею некоторый успех"

По свидетельству критика Э. Базира, открытие «Салона отверженных» — тяжелый удар, нанесенный осужденными тем, кто выносил им приговор: «В этот дополнительный Салон входишь с усмешкой, — писал м-сье Купидон, то есть Шарль Монселе, — а уходишь из него серьезным, взволнованным, смущенным...».

«Салон отверженных» стал примером для следующего поколения французских живописцев….

С тех бурных времен прошло более века. Спираль истории закручивается в ритме «дежа вю»,  и современные художники фактически становятся героями 19 века). Конечно, в 21 веке обстоятельства жизни меняются, - в какой то степени все становится проще, благодаря неудержимому прогрессу, однако сам художник (как и любой обычный человек) -  неизменен, его желания, устремления, страдания, тщеславие мало чем отличаются от желаний, устремлений художника 19 века.

Во времена начала так называемой пандемии, когда вынужденная самоизоляция загнала художественный мир в дома и мастерские, а выставочные залы, галереи, музеи  и иные общественные пространства прекратили свою очную деятельность,  в популярной социальной сети появилась группа художников, которая приняла исторически значимое название «Отверженные художники».

Вот что говорит о создании группы её основатель и администратор, известный Петербургский художник Анастасия Нильская: «Идея об открытии группы «Отверженные художники» пришла в связи с наблюдениями за художественными сообществами в жизни и интернете. Люди искусства очень эмоциональны. Живут, черпают вдохновение из жизни и болезненно воспринимают критику и нападки. Многие художники так тяжело реагируют на отрицательные отзывы, что потом пьют, уходят в себя, перестают рисовать и тд. А время и так не простое. Всегда были те кого принимают и покупают и те кому приходится туго. Проведя параллель с Салоном Отверженных 1863, захотелось создать остров понимания и дружественности для тех, кого не приняли, ругали, не покупали, гоняли и просто не замечали. Так возникла группа Отверженные художники».

В группе представлены работы как опытных,  так и начинающих художников, как профессионалов, так и самоучек.

Критерий для публикации работ в группе  отсутствует (ну кроме как того, что работа должна быть отвергнута)),  однако самым жестким цензором являются сами участники группы и ее посетители.

В настоящий момент группа насчитывает более 3 тысяч участников, и их число, а значит, и популярность группы, с каждым днем увеличивается.

Но одно дело – фотографии работ, выставленные в виртуальном пространстве, а совсем другое – «живые» работы в выставочном пространстве, в котором свет, соседство с другими работами, дают возможность зрителю, да  и самому художнику,  увидеть и оценить картину наиболее полно, и, может быть, по другому).

Выставка в галерее МОСТЫ – это и  ПЕРВЫЙ СОВМЕСТНЫЙ выход в свет художников группы «Отверженные художники» (понятно, что большинство художников принимали и принимают  участие в российских и международных выставках), и некое историческое рукопожатие с художниками «Салона Отверженных» ( соединение времен – одна из задач МОСТОВ), и, смеем надеяться – поворот  к новому восприятию  художественных задач и их решений, встающих перед каждым современным художником, а также – поворот в зрительном восприятии художественных произведений.

 

Выставка «Новые Отверженные» пройдет в АртГалерее МОСТЫ с 18 января по 30 января 2021 года..

Вернисаж выставки состоится 23 января с 16:00 до 20:00.

В выставке принимают участие художники:

  • Елена Колобова
  • Яна Бочкарева
  • Анастасия Нильская,
  • Павел Штейн
  • Елена Амосова
  • Надежда Сидорина
  • Дмитрий Анигеев
  • Ирина Касперская
  • Алина Корнеева
  • Вероника Пестова
  • Татьяна Куркова
  • Татьяна Святогорова
  • Эльмира Белова

Открытие АртГалереи «МОСТЫ» состоялось 25 октября 2020 года в Санкт-Петербурге, в доме №8, по 1-ой линии Васильевского острова: «Мы возводим Мосты: между вчера и завтра, между тем, что было и тем, что будет, мы соединяем музыку и живопись, домашний уют и страсть к путешествиям, покой и движение, классический  образец и результаты сумасшедшего поиска. Мосты соединяют людей. Мосты соединяют берега, а значит, соединяют то, что изначально было разделено», - выдержка из манифеста галереи.

Время работы Галереи: понедельник – пятница с 14:00 до 20:00, суббота- воскресенье с 12:00 до 20:00

Подробности в официальной группе мероприятия.