Зимний. Коронакризисный. Другой

02 марта 2021

Санкт-Петербург во время пандемии – как первый тонкий лед на водоеме: страшит и манит одновременно. «Эрмитаж» сейчас наполовину пуст, примерочные магазинов больше не напоминают консульство КНР в миниатюре, а дирекции главных спортивных объектов, мирясь с ограничениями, старательно готовятся к мероприятиям следующего года – от регат в Финском заливе до матчей Евро-2021. В это исключительное время региональный комитет по развитию туризма предложил СМИ объединить в одной поездке спортивное и прекрасное.
 

Коммерсантъ Юг, Ростов-на-Дону

Нетесная классика

По самому оптимистичному прогнозу, в 2020 году Санкт-Петербург недосчитается 70% турпотока. Но то, что для казны - недополученный доход, для смелых и приехавших– принципиально новый опыт.

Санкт-Петербург остается культурной столицей. Даже в пандемию. Даже несмотря на рост заболеваемости. Культурная жизнь, еще в апреле замершая в регионах, здесь и сейчас не теплится - кипит. Только в первой половине декабря на сцену Мариинского театра вышла в «Евгении Онегине» Анна Нетребко, в филармонии дважды выступили «Солисты Москвы» с Юрием Башметом, а в Михайловском театре дали «Золушку» с Наталией Осиповой, приимой-балериной Лондонского Королевского балета.

Залы в театрах Санкт-Петербурга можно заполнять на четверть: таковы ограничения Смольного. Лимиты действуют и в музеях. Так, например, обязательный пункт всякого турмаршрута - Эрмитаж - продает билеты исключительно онлайн, ограничивая число посетителей для каждого двухчасового сеанса. Но много ли недостатков в том, что, кроме вас, в зале – 5-7 человек, а не столько же экскурсионных групп?

Вместе с шансом на неспешную прогулку в главном музее страны, пандемия дала возможность увидеть в нем одну из первых попыток ее художественного осмысления: на выставке работ китайца Чжан Хуаня. Хэдлайнер экспозиции - пятиногий безголовый «Эрмитажный Будда» - встретит, отливая медью, прямо в Большом дворе Зимнего дворца.

Время совриска и новых открытий

Основная часть экспозиции «Чжан Хуань. В пепле истории» известного перформансами и пишущего пеплом от благовоний автора заняла крупнейший, Николаевский зал Эрмитажа. В нескольких сериях - примерно три десятка работ. Часть из них создана для выставки специально - под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга. На особом месте - две работы из серии «Love», написанные художником во время домашнего локдауна - на почве переживаний из-за пандемии и ее последствий.

Ветер с востока дует не только в Эрмитаже: до конца января в Манеже открыта выставка южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная». В программе – переклички с русским авангардом и иммерсивные инсталляции с зеркальными и световыми объектами, включая дирижабль.

Питерская Мекка современного искусства, музей «Эрарта», в период ограничений приняла и разместила у себя коллекцию работ «безумного шляпника» Филипа Трейси. Ретроспектива работ ирландца, украшающего головы главных женщин планеты – от Елизаветы II до Леди Гаги – уже появлялась в музее в 2015 году. Новый проект приурочен к его 10-летию.

Если современного искусства хочется в меру, а новизны недостает всерьез, впору отправляться в Крондштат – туда, где триста лет назад зародилось российское маячное дело. В январе там откроется новый музей маяков – «младший брат» музея маячной службы в форту «Константин».

Под кирпичными сводами 18 века собраны десять копийных маяков (один – в разрезе) и экспонаты, которые были частью настоящих маяков в Ленинградской области. Самые эффектные из них - фонари и линзы. Сердце нового пространства – установленная на вращающейся основе линза с лампой накаливания мощностью 1 Квт. Ее света достает на 32 морские мили - примерно 60 км.

Помимо прочего, в музее воссоздана комната маячного смотрителя – одной и самых быстро исчезающих профессий на планете.

Ставки на спорт

Когда снег растает, дни станут длиннее, а пандемия пойдет на спад (на третье власти города рассчитывают не меньше, чем на первое и второе), туристам презентуют опции спортивного досуга: Санкт-Петербург в последние годы активно прирастал аренами. Так, на западе Приморского района, через бухту от газпромовского небоскреба «Лахта-центр» (120 млрд руб инвестиций, почти полкилометра в высоту), вырос многофункциональный КСК «Тинькофф Арена». И, если с Олегом Тиньковым ее связывает исключительно трехлетний договор нейминга, то с боевыми видами спорта – большие планы. Инвестор комплекса Вадим Финкельштейн – организатор соревнований по ММА – после вынужденной паузы намерен вернуть их сюда в августе. Еще раньше, в апреле, арена примет Кубок федерации по бодибилдингу. Также в планах на следующий год - соревнования по боксу, джиу-джитсу и дзюдо.

В шаговой доступности от будущей штаб-квартиры «Газпрома» - яхт-клуб Санкт-Петербурга. Круглогодично здесь работает детско-юношеская спортивная школа; с июня по сентябрь проходят вечерние парусные регаты. Пока соревнования не превратились в корпоративный турнир (такие планы были до пандемии), поучаствовать в коммерческой гонке под руководством опытного шкипера может любой желающий.

Тем, кто предпочитает наблюдать за противостоянием с трибун, в летнем сезоне стоит приехать на один из турниров теннисного клуба им. В.И. Никифорова – самого большого в городе, расположенного на Крестовском острове. В рамках соревнований здесь регулярно проходят матчи с участием профессионалов, еще недавно попадавших в первую десятку рейтинга WTA: от Анастасии Мыскиной до Михаила Южного. На турнирах с участием приглашенных звезд спорта, для которых теннис не профиль, но хобби, на корты в разное время выходили Евгений Плющенко, Александр Жулин, Александр Кержаков и Артем Дзюба.

Футбольные возможности Санкт-Петербурга в рекламе не нуждаются; чемпионат Европы, перенесенный на год из-за COVID-19, - тем более. Российскую часть матчей примет «Газпром Арена», способная вместить до 80 000 болельщиков. В планах УЕФА - проведение игр с 11 июня по 11 июля. Теперь – уже 2021 года.

Но и до этого туристов в Санкт-Петербурге любят и ждут. По-настоящему. Даже в этом году.

 

Материал подготовлен по итогу серии из 5-ти информационно-ознакомительных пресс-туров, прошедших с 28 ноября по 7 декабря 2020 года в Северной столице. В ней участвовали 50 журналистов и блогеров из разных регионов России.

Фото: kommersant.ru