Проект «Серебряное ожерелье России» открывает новые возможности

15 марта 2021

11-13 марта в Республике Коми прошел Первый туристский конгресс регионов Севера. Ключевой темой конгресса стало обсуждение дальнейшей реализации и информационного продвижения межрегионального туристского и историко-культурного проекта «Серебряное ожерелье России».

Созданный по поручению Президента Российской Федерации, проект объединяет 11 регионов Северо-Запада России. «Серебряное ожерелье» предлагает туристам посетить исторические города, областные центры, крупные населенные пункты, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты. Уникальные маршруты проходят по святым местам Северо-Запада России и петровским городам, форпостам и северным портам. Путешественники знакомятся с деревянным зодчеством, северными промыслами, могут пройти по пути варягов и дорогами Великой Победы.

Главная цель проекта, который реализуется 9 лет – консолидировать усилия для увеличения туристического потока в регионы и, тем самым, способствовать социально-экономическому развитию территорий.

В деловых мероприятиях конгресса, проходивших под руководством заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, руководителя рабочей группы по реализации проекта «Серебряное ожерелье России» Любови Совершаевой, приняли участие Глава Республики Коми Владимир Уйба, руководители органов исполнительной власти регионов, курирующие сферу туризма, представители Министерства культуры России, Россотрудничества, члены правления Ассоциации средств массовой информации Северо-Запада (АСМИ), а также представители объединений туристской индустрии.

Как отметила Любовь Совершаева, объективные причины, связанные с пандемией 2020 года, привели к тому, что внутренний туризм как никогда оказался востребованным и в данной сфере  сформировался высокий отложенный спрос, который необходимо развернуть в сторону регионов Северо-Запада: «Люди обратили взор к внутреннему туризму и стали познавать страну. Все предпосылки для развития туризма на Северо-Западе налицо: СЗФО – это 10% всей территории России, 10 объектов ЮНЕСКО, разнообразные природные зоны, освоенное Заполярье, международные морские порты, границы с 7 государствами. На Северо-Западе представлены все виды туризма: культурно-познавательный, оздоровительный и медицинский, экологический, есть все для активного отдыха и деловой активности». 

В Северо-Западном федеральном округе есть уже сформировавшиеся туристические дестинации: Санкт-Петербург с его пригородами, Великий Новгород, Псков и Вологда. Активно развиваются Калининградская, Мурманская области, Приладожье и Прионежье в Республике Карелия.  Потенциал для дальнейшего развития есть и в Республике Коми, Архангельской области, Ненецком автономном округе. Это касается и арктического туризма, у которого большие перспективы.

Значительную роль в поддержании туристического потока в регионы Северо-Запада России в год пандемии сыграл Санкт-Петербург, который выступил туристским транспортным хабом округа, как в авиаперелетах, за счет прямого сообщения с областными столицами, так и по железной дороге: помимо пригородных, высокоскоростной поезд «Ласточка» соединяет Санкт-Петербург с рядом региональных туристских центров и территорий СЗФО. Благодаря запуску скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург М11 "Нева" и современной обновленной сети автотрасс,  регионы Северо-Запада стали значительно доступнее для туристов, путешествующих на автомобилях. В прошедшем году это оказалось особенно востребовано и популярно.

По словам Любови Совершаевой, портрет российского туриста, который готов ехать на Северо-Запад – это люди в возрасте от 20 до 45 лет и семьи с детьми. Средний доход от 45 тысяч рублей на человека. Большой интерес проявляют организованные школьные группы в сопровождении взрослых. В то же время, иностранные туристы, как правило, старше 45 лет и путешествуют без детей.

«Серебряное ожерелье России» это не просто туристские направления, за 9 лет реализации проект стал узнаваемым, востребованным брендом и сыграл свою объединяющую роль. Потенциал у «Серебряного ожерелья России» на сегодняшний день огромный. Прежде всего это социально-экономический эффект для регионов», – сказала заместитель полномочного представителя и подчеркнула, чтобы проект заработал с новой силой важно уделить внимание решению ряда задач: необходимо усилить межрегиональное взаимодействие, разработать единую маркетинговую политику и организовать информационное продвижение, повысить внимание к подготовке профессиональных кадров отрасли, привлечь новые инвестиции, сформировать рынок и культуру внутреннего туризма.

Также Любовь Совершаева сообщила, что по поручению Президента Российской Федерации создаётся Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который призван синхронизировать усилия всех его участников и координировать взаимодействие около 50 отраслей, связанных с туризмом. «Серебряное ожерелье России» – готовый продукт, который уже обеспечил это взаимодействие и поэтому комплексно может быть представлен в Национальном проекте.

Участники конгресса обсудили возможности формирования инфраструктуры по маршрутам «Серебряного ожерелья», развитие железнодорожных, авиационных, водных направлений, а также автотуризма, особое внимание обратили на необходимость образовательных программ подготовки кадров для отрасли.

Рассмотрели вопросы разработки муниципальных стандартов, рекомендаций для муниципальных образований, которые помогут сделать их территории туристски привлекательными: например, организовать "зеленую" дорожную стоянку, парковку, подготовить экскурсоводов и гидов-переводчиков для иностранных туристов, создать минимальную инфраструктуру. Отмечено, что позитивный опыт подобной работы уже есть в Новгородской области.

Также участники запланировали ряд мероприятий по продвижению проекта «Серебряное ожерелье России» для различных целевых аудиторий, которые войдут в «Дорожную карту» проекта.

Директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации Александр Воронко акцентировал внимание на перспективах создания национальных музейных маршрутов, с включением в них музеев всех форм собственности.

Решения, принятые на заседании рабочей группы по развитию историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России», будут рассмотрены на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СЗФО.

 ***

Вопросам информационного продвижения «Серебряного ожерелья России» была посвящена отдельная встреча с членами Ассоциации СМИ Северо-Запада России.

По словам ответственного секретаря рабочей группы по реализации проекта «Серебряное ожерелье России», председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергея Корнеева, главное, что нужно сделать, это как можно громче заявить о «тысяче причин, о видах отдыха на Северо-Западе, о новых маршрутах, программах». Это поможет планирующему свою поездку человеку получить ответы на вопросы, зачем приезжать на Северо-Запад и возвращаться сюда снова и снова.

«На сегодняшнем этапе важно правильно позиционировать "Серебряное ожерелье", информировать потенциальных туристов обо всех возможностях и красотах нашего Северо-Западного региона, – отметил Сергей Корнеев. – Для эффективного продвижения проекта и обеспечения возможности планирования путешествий, в Национальном календаре событий создан специальный раздел с лучшими событийным мероприятиями СЗФО. Также запущен новый сервис «Музейный инфоцентр «Серебряного ожерелья России», где собирается и актуализируется вся информация о музеях Северо-Запада».

Как отметил председатель АСМИ, директор РИЦ «ТАСС Северо-Запад» Александр Потехин, вся работа Ассоциации в 2021 году будет выстроена под знаком внутреннего туризма, которому необходима "перезагрузка" после пандемии.,

В целях информационного продвижения проекта  «Серебряное ожерелье России» руководители СМИ предложили идею создать авторский путеводитель по маршрутам и регионам-участникам проекта. Предполагается, что путеводитель будет не традиционной информационной базой, а контент для него будут создавать журналисты - корреспонденты изданий АСМИ.

Также принято решение о создании единого календаря пресс-туров по регионам Северо-Запада – выездных мероприятий для журналистов.

Эта практика показала очень хорошие результаты в 2016 году, когда был  организована серия пресс-туров "Серебряный экспресс", за 2-3 недели около 40 журналистов отправились в регионы Северо-Запада, по итогам было подготовлено более 300 публикаций. В данной ситуации журналисты выступают еще и первоклассными экспертами в туриндустрии, отметил Александр Потехин.

 ***

Для активного привлечения туристов в рамках «Серебряного ожерелья» был запущен проект переходящей туристской столицы. На конгрессе было принято решение, что следующая переходящая столица будет выбрана на территории Республика Коми, в год ее векового юбилея.

«Это событие для туристской сферы региона невозможно переоценить. Наравне с огромной честью, это и колоссальная ответственность», - подчеркнул Глава Республики Коми. Владимир Уйба обозначил десять причин посетить Республику Коми. Это десять ключевых туристских локаций с уникальными в масштабах страны событиями и явлениями, которые могут стать магнитом для путешественников.

«Определяя главную точку Республики внутри проекта «Серебряное ожерелье России» в 2021-2022 годах, сделаем этот выбор всем регионом. 22 августа, в главный день празднования векового юбилея Коми, мы подведем итоги народного голосования среди 10 ключевых туристских локаций республики», - рассказал Владимир Уйба.

Республика Коми широко представлена в проекте «Серебряное ожерелье России»: природный, сельский, событийный туризм. В числе предлагаемых маршрутов - от экстремальных путешествий в горы и сплавов по северным рекам до знакомства с традиционными праздниками и экскурсиями по городам и сёлам.

 

Текст и фото: szfo.gov.ru