Писатель-деревенщик под электронную музыку в театре «ЦЕХЪ»

24 мая 2021

Архангельский театр драмы покажет в Санкт-Петербурге спектакль по рассказам Фёдора Абрамова.

«Сарафан» - спектакль режиссера Марии Критской по рассказам Федора Абрамова – представят 25 мая в театре «ЦЕХЪ» в Санкт-Петербурге.  Гастроли были запланированы в прошлом году в рамках столетия Федора Абрамова, но в связи с эпидемиологической обстановкой были перенесены.

Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава».

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому.

Мария Критская уделила особое внимание звуковым приемам. Спектакль кажется сверхмузыкальным, но сама Мария назвала его «шумовым». Потому как мелодию здесь творят не инструменты: звон колокольчиков и гулкий стук деревянных брусков, бьющихся друг об друга, журчание льющегося из крынки молока, шум молотка, народные песни и причитания деревенских баб. Все это слышится то приглушенно, еле уловимо, как шепот из сна, то становится все явственнее, ближе.

«Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога»,- Мария Критская.

Спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз» (автор – главный режиссёр театра Андрей Тимошенко), который Архдрама проводила второй раз летом 2019-го года.

Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2020 г.