Меры по повышению посещаемости и клиентоориентированности музеев: теория, которая должна перейти в практику

28 мая 2021

В Республике Карелия 27 мая 2021 года в рамках мероприятий проекта Министерства культуры РФ «Музейные маршруты России» прошла проектно-аналитическая сессия, посвященная теме продвижения музеев и музеев-заповедников с целью формирования спроса на них в Северо-Западном федеральном округе, на маршрутах «Серебряного ожерелья России». Также состоялось официальное открытие баннерной выставки «Музейные маршруты России».

В мероприятии участвовали статс-секретарь-заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова, глава Республики Карелия Артур Парфенчиков, председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга, ответственный секретарь рабочей группы по развитию историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России» Сергей Корнеев, а также представители музейного дела. Главной темой сессии стало обсуждение мер по повышению привлекательности и посещаемости музеев.

По словам замминистра культуры Аллы Маниловой, пандемия рано или поздно закончится, что повлечёт за собой открытие границ для российских туристов. От этого выиграют известные российские музеи, где иностранные туристы были традиционными посетителями. В большой степени – это популярные локации Санкт‑Петербурга, такие как Эрмитаж или Русский музей.

«Для того, чтобы эффектом открытия границ воспользовались и другие музеи, менее крупные, региональные, сегодня необходимо овладевать всеми возможными инструментами продвижения», – сказала Алла Манилова.

С докладом на сессии выступил Сергей Корнеев. Председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга поделился практическим опытом продвижения и популяризации музеев среди российских и иностранных туристов.

«Музеи должны участвовать в национальных брендовых маршрутах, таких как "Серебряное ожерелье Росии", присутствовать на общих информационных ресурсах, на профильных порталах "Культура РФ", "Национальный календарь событий" и других, на нашем ресурсе Visit-Petersburg мы также готовы размещать всю информацию. А также продвигать за рубежом свой контент через создание иноязычных версий музейных сайтов», – сказал Сергей Корнеев, председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга.

Среди представленного перечня мер по повышению посещаемости и привлекательности музеев Сергей Корнеев выделил наличие «связанной» системы указателей и информационных щитов от федеральных и региональных трасс, железнодорожных вокзалов и аэропортов, работа с геоинформационными системами и навигаторами, таких как Яндекс и Google, наличие парковок и безбарьерной среды.

Особое внимание глава Комитета по развитию туризма Петербурга уделил работе музеев с туристскими организациями, туроператорами, а также введению системы «электронных билетов» и возможности онлайн бронирования посещения. По его мнению, данные инструменты решат вопросы очередей, будут способствовать комфортному планированию и безопасному пребыванию туриста в музее.

В конце сессии замминистра культуры Российской Федерации Алла Манилова привела вполне оптимистичную статистику. Несмотря на ограничения пандемии, российские музеи, не являющиеся крупными, в первом квартале 2021 года увеличили количество посетителей по сравнению с первым кварталом допандемийного 2019 года на десятки процентов. К примеру, посещения калининградского Музея мирового океана составили 142%, музея героической обороны Севастополя – 135%, музея-заповедника «Прохоровское поле» Белгородской области – 114%, Новгородского музея заповедника – 148%, музея-заповедника «Абрамцево» – 111%, государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» - 125%, Кирилло-Белозёрского музея-заповедника – 114%. Лидером роста стал музейно-выставочный центр РОСФОТО. Его посещаемость увеличилась на 165%.

Напомним, проект Министерства культуры РФ «Национальные музейные маршруты России» презентовали в декабре 2019 года. Он направлен на развитие и продвижение музеев России, на развитие культурного туризма. Его цель – объединить как можно больше федеральных и региональных музеев в туристические маршруты и тем самым повысить их посещаемость.