Итоги маркетингового исследования «Профиль туриста»

02 июля 2021

В рамках проекта «Туристический коридор «Санкт-Петербург-Сайма», реализуемого по программе приграничного сотрудничества (ППС) «Юго-Восточная Финляндия – Россия» на 2014–2020 гг., Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Городское туристско-информационное бюро» была организована работа по осуществлению маркетингового исследования «Профиль туриста» в 2019-2020 годах.

Исследование проводилось на основе имеющихся данных открытых российских и международных источников с дополнительными запросами на получение статистических данных от организаций приграничного контроля обеих стран, транспортных компаний, туристско-информационных центров и многих других. В части очного анкетирования были проведены опросы среди более чем 1332 человек, представителей стран генеральной совокупности, а также с представителями 150 компаний туристского бизнес сообщества России и Финляндии.

Основная цель исследования – составление на основе исследовательских данных портрета потенциального туриста, который позволит эффективно разработать и реализовать новый турпродукт, вызывающий активный интерес у конечного потребителя, способствуя при этом привлечению дополнительного потока туристов в регион в так называемый «низкий сезон».

На первом этапе была выбрана методология исследования, необходимые методы сбора информации. Второй этап, завершившийся в декабре 2019 года, включал в себя проведение работ по составлению портрета туриста на основе сбора статистических данных от российской и финской сторон о туристе, который уже побывал в регионе проекта за исследуемый период  2017 - I полугодие 2019 года, из каких стран турист приехал в регион, его предпочтения и интересы.

В 2020 году велась подготовка заключительных третьего и четвертого этапов исследования. Был составлен портрета туриста на основе проведения исследований по изучению характеристик туристских групп/индивидуальных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург/Регион Сайма, Финляндия в период «низкого и высокого» туристских сезонов за период II полугодие 2019 - I квартал 2020 года, в целях выявления интереса потенциальных туристов к комбинированным маршрутам и региону в целом, были проведены живые и онлайн опросы туристов из стран целевых рынков. Дополнительно проведены интервью с представителями туристского бизнеса России и Финляндии. Завершилось исследование этапом разработки маркетинговой стратегии по созданию и  продвижению  комбинированного туристского продукта «Санкт-Петербург – Сайма».

По результатам проведенного исследования выяснилось, что потенциальный турист региона проекта – индивидуальный, планирующий собственную поездку самостоятельно. Цели путешествия - преимущественно рекреационные.

Востребованными, в плане транспортного сообщения в регион, являются путешествия на самолете или на своем собственном автомобиле, а также круизы, соединяющие Финляндию и Санкт-Петербург. Наиболее популярная точка въезда в регион – Санкт-Петербург, он же представляет и наибольший интерес по сравнению с другими городами в случае первой поездки в регион (на втором месте – Савонлинна).

Результаты исследования показали, что возможность осуществления комбинированного тура с посещением одновременно двух стран в рамках одной поездки представляет для типичного туриста несомненный интерес, однако на данный момент ключевым препятствием к реализации такой поездки является необходимость оформления визы. Те же туристы, которые уже путешествовали по региону проекта, заинтересованы в возвращении.

Финляндия интересна иностранным туристам кулинарными традициями, местной архитектурой и дизайном, активными формами отдыха и развлечениями на природе, зимним туризмом, возможностями шопинга и др. Предпочтения иностранцев в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области включают: историко-культурное наследие, богатство природы, национальный колорит, «ностальгический» туризм, активный отдых, военно-патриотический туризм

Проведение опросов среди иностранных туристов позволило выявить характерные психологические, поведенческие, мотивационные, а также логистические и визовые аспекты выбора того или иного направления для путешествия, полученные данные о целевой аудитории региона, наряду с рекомендациями от представителей туристского бизнеса обеих стран, определили концепцию грамотного позиционирования конечного туристского продукта на международном туристском рынке.

На основании проведенного исследования партнерами проекта будет разработана общая стратегия продвижения региона и совместно подготовлены рекомендуемые туристские маршруты различной тематической направленности, каждый из которых будет включать в себя объекты туристской привлекательности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и региона озера Сайма Финляндии.

С основными итогами реализации исследования Вы сможете ознакомиться через официальный сайт проекта.

 

Фото: Merja Partanen / pixabay.com