Футбольный Санкт-Петербург в эпоху ковида

12 августа 2021

Санкт-Петербург на две недели превратился в один из главных центров Европы. На «Газпром Арене» прошли семь матчей континентального чемпионата по футболу.

По времени спортивное событие, где побывал корреспондент РБК Екатеринбург и куда приехали болельщики из Бельгии, Польши, Словакии и Финляндии, совпало со скачком заболеваемости коронавирусом и последовавшими за ним ограничениями.

В Петербурге действуют ограничения: на уличных мероприятиях нельзя массово собираться, по городу остановили работу фуд-кортов, а рестораны, бары и кафе закрывают с двух часов ночи. На фан-зонах запретили продавать продукты, кроме напитков.

Полицейские начали строже следить за тем, чтобы люди носили маски. Они обязательны при входе в метро, а если ловят тех, кто без них, штрафуют. По крайней мере, так прописано в распоряжении властей.

Но и город, и те, кто туда приехал, соскучившись по большим праздникам, как будто ужесточений не замечают.

Футбол

Людей на улице много, но суетливые китайцы, которые летом традиционно заполоняют Питер, среди них незаметны. Самая большая концентрация туристов — на Невском проспекте, Дворцовой набережной и Конюшенной площади, где вечером показывают футбол на большом экране.

Площадку обустроили рядом с туристической достопримечательностью — Спасом-на-Крови, мозаичный фасад которого эффектно обрамляет вход в футбольную деревню.

Чтобы попасть в фан-зону, можно пройтись по набережной канала Грибоедова в сторону Михайловского сада, по пути послушать уличных музыкантов, зайти в ресторан и купить атрибутику сборной или прогуляться через Марсово поле и набережную реки Мойки, где в хорошую погоду петербуржцы любят устраивать пикники.

В день матча Россия — Бельгия к фан-зоне подъезжают несколько автобусов и сотрудники Росгвардии огораживают территорию. За три часа до начала игры попасть в периметр почти невозможно: из-за коронавируса действуют ограничения по количеству посетителей — не больше 5000 человек. На входе всем измеряют температуру и просят надеть маски. Впрочем, после турникетов люди их снимают.

А перед забором собирается толпа. Периодически стражников пытаются разжалобить, и иногда это удается. Уловки самые разнообразные: младенец в коляске или пекинес в сумочке.

Местным жителям, чтобы прорваться через оцепление, приходится показывать прописку. Если ее нет, то полицейский проводит тебя до подъезда, а то и дальше, чтобы убедиться, что ты на самом деле там живешь.

В перерыве выстроились огромные очереди в павильоны с едой и напитками. Пол-литра пива можно купить за 300 рублей, бутылку воды — за 150, еще по 300 обойдется хот-дог и шаверма.

Люди начали постепенно расходиться, потеряв надежду на хороший исход, при счете 0:3. После матча всех выпускали через один выход. Естественно, ни о каком соблюдении социальной дистанции речи не шло (как и во время трансляции).

Метро в дни матчей российской сборной работает всю ночь, поэтому те, кто не остался заглушать свою грусть в баре, довольно скоро освободили улицы. Две станции, находящиеся неподалеку от Конюшенной площади, равномерно приняли нагрузку.

Вообще, иностранные болельщики были заметны на улицах, но вели себя подчеркнуто дружелюбно. Из самого шумного — осадили рестораны на Невском, пели песни, танцевали, фотографировались друг с другом. Даже поляки, которые считаются одними из самых агрессивных тиффози.

Домашнее Евро — напоминание о доковидной реальности и той России, где может проходить часть масштабного европейского праздника.

Город

Фестиваль болельщиков в декорациях Санкт-Петербурга проходит во второй раз за три года. Естественно, в город этим летом приезжали не только ради футбола, а еще — чтобы посмотреть на достопримечательности. Да, Эрмитаж, Невский проспект, Петропавловская крепость остаются важными брендами Питера. Однако пандемия перекроила карту внутренних путешествий.

Наиболее устойчивым в прошлом году оказался развлекательный и досуговый туризм. Все больше гостей предпочитают проводить время в парковых зонах, на набережных, в переделанных промышленных локациях и ресторанах.

Уловив тренд, местные чиновники сделали ставку на это направление. Поэтому в городе появляются новые креативные кластеры и общественные пространства, где проходят фестивали, выставки, концерты, ярмарки и другие мероприятия, благодаря которым Петербург предстает современным европейским городом.

Сегодня основной туристский продукт Санкт-Петербурга — не Петр I, разводные мосты или белые ночи, а неповторимая атмосфера.

— Главная сила туристского Санкт-Петербурга заключается в большом пространстве с разными интересными местами. Мы каждый день можем рассказывать что-то новое. Важная отличительная черта города — особая атмосфера. Мы ощущаем ее в воздухе. Это не только музеи, школьные экскурсии, деловые форумы, праздники, а что-то еще. Это гастробары, общественные пространства, экомаршруты, — считает глава комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

И это не придуманная история на экспорт. Ведь сложно заманить туриста в то место, в которое сами местные не верят.

Пандемия

Петербург предпринимает много усилий, чтобы вернуть туристов. Для перезапуска отрасли власти города первыми в стране присоединились к международной программе Safe Travels. Стандарт гарантирует, что услуги отвечают требованиям санитарной безопасности. QR-код со специальным знаком Save Travels SPb сейчас выдан 1700 организациям — гостиницам, кафе, музеям, театрам, торговым центрам и так далее.

В заведениях персонал обслуживает посетителей в масках и перчатках, на столах — санитайзеры. Все как везде, чтобы минимизировать риски.

https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/58/296258320799589.jpg

Но, увы, статус трэвел-хаба в период пандемии не дает городу иммунитет: спустя некоторое время в Санкт-Петербурге, как и по всей России, пошел рост заболеваемости. Мэрия отреагировала быстро: запретила массовые мероприятия численностью свыше 75 человек.

Текст и фото: ekb.plus.rbc.ru