Как покорялась Арктика

Из цикла Арктических туристских маршрутов «Арктический Петербург»

Уникальный маршрут расскажет о славной истории покорения Арктики мореплавателями и учеными. Жизнь многих знаменитых исследователей северных просторов была тесно связана с Петербургом. И, конечно, романтика северных путешествий, рассказ о судьбах героев Арктики, захватывающих приключениях среди вечных льдов – все это делает нашу экскурсию поистине незабываемой.

Фото: Yuriy Plekhanov (Photo studio NEXT)
  • музеи 2
5 км, 477 м
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

Ул. Беринга д.38

В Научно-исследовательском институте проводится весь цикл работ в полярных широтах: полевые исследования и обработка данных, составление карт и метеопрогнозов. Институт выполняет мониторинг природной среды на арктических станциях: «Ледовая база Мыс Баранова», «Тикси», научный центр «Шпицберген».

В 2020 году институту исполнилось 100 лет. Здесь выросло несколько поколений полярников и ученых. Проведено более 200 экспедиций в Арктику и Антарктику.

1
Памятник первопроходцам и исследователям Арктики

Памятник первопроходцам и исследователям Арктики

Ул. Беринга д.38

Памятник установлен на углу улиц Беринга и Наличной Васильевского острова СПб на территории Государственного научного центра РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». День торжественного открытия совпал с датой 280-летия основания Васильевского острова. Памятник представляет собой бронзовую двухметровую фигуру человека в меховой одежде, взгляд которого обращен вдаль. Постамент из белого гранита выполнен в виде глыбы льда. У подножия скульптуры сидят две собаки – участники полярных экспедиций. В белом граните высечена надпись «Тем, кто шел первым, тем, кто идет сейчас, тем, кому еще предстоит пройти». Создатели памятника – автор идеи, член «Клуба полярников» Игорь Бутвина, главный скульптор Борис Сергеев, художник Василий Сузов, скульптор Ольга Панкратова.

101 м
2
Смоленское Кладбище, Семейное захоронение Вилькицских

Смоленское Кладбище, Семейное захоронение Вилькицских

Камская ул., 26А

Выдающиеся российские гидрографы, исследователи Северного морского пути.

Именами Вилькицких названы 8 топонимов в Арктике, пролив, залив, два мыса, ледник и четыре острова.

Андрей Ипполитович Вилькицкий (1(13).07.1858, Борисовский уезд Минской губ. — 26.02(11.03).1913, Санкт-Петербург) — русский гидрограф, геодезист, исследователь морей Северного Ледовитого океана, генерал корпуса гидрографов, начальник Главного гидрографического управления.

Борис Андрееевич Вилькицкий (22 марта [3 апреля]1885, Пулково — 6 марта 1961, Брюссель) — русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли.

552 м
3
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Косая линия д. 15 лит А

Датой основания учебного заведения считается 2 декабря 1809 года. В этот день манифестом императора Александра I Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве были преобразованы в Институт корпуса инженеров путей сообщения. За двухвековую историю вуз неоднократно менял свои названия. В 2012 году в результате реорганизации он получил наименование ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова». Университет объединил научно-образовательный потенциал и традиции Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций - старейшего вуза по подготовке кадров для водного транспорта – и Государственной морской академии, ведущей свою историю с 1876 года от Мореходных классов Санкт-Петербургского яхт-клуба и носящей с 1949 года имя вице-адмирала С.О.Макарова.

2 км, 217 м
4
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Горный университет»

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Горный университет»

наб. Лейтенанта Шмидта, 49

Горный университет – первое в России высшее техническое учебное заведение, основанное указом императрицы Екатерины II в 1773 году для подготовки инженерных кадров горнозаводского дела.

В университете готовят кадры по востребованным в Арктике специальностям в сфере геологии и геофизики, бурения скважин, нефтегазовой добычи, химических технологий, охраны окружающей среды.

Выполняются фундаментальные и прикладные исследования, связанные с развитием Арктического региона.

В коллекции музея Горного университета хранятся уникальные минералы, руды, горные породы, палеонтологические редкости, собрания моделей, макетов по истории горной и горнозаводской техники, холодное оружие, изделия камнерезного и ювелирного искусства. Фонды музея составляют 240 тысяч экспонатов, многие не имеют аналогов.

1 км, 249 м
5
Памятник Норвежскому Полярнику Р.Амундсену

Памятник Норвежскому Полярнику Р.Амундсену

набережная Лейтенанта Шмидта, 23 линия

Памятник выдающемуся норвежскому полярному исследователю Руалю Амундсену торжественно открыт 18 июня 2018 года в Санкт-Петербурге. Бюст знаменитому норвежцу, который первым достиг Южного полюса, был подарен Советскому Союзу правительством Норвегии еще в 1972 году. Он стоял в саду Фонтанного дома, когда там располагался Институт Арктики и Антарктики. После переезда института в новое здание бюст хранился на складе Музея городской скульптуры.

Повторное открытие памятника Руалю Амундсену приурочено к 90-й годовщине гибели полярника и 90-летию спасения ледоколом «Красин» арктической экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которого потерпел аварию у берегов Шпицбергена. Для новой жизни монумент установили на набережной Лейтенанта Шмидта перед ледоколом «Красин». Он первым покорил Южный полюс и первым достиг Северного полюса, участвуя в воздушной экспедиции. В честь Амундсена названы море, гора, ледник, залив, котловина, полярная станция и астероид.

62 м
6
Ледокол "Красин"

Ледокол "Красин"

набережная Лейтенанта Шмидта, 23 линия

Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин» – флагман ледокольного флота России, построен в 1916–1917 гг. по заказу Правительства Российской Империи, в период с 1917 по 1921 год находился в Англии, и в 1921 году выкуплен Правительством Советской России. Долгое время работал в Финском заливе. Принимал участие в спасательных экспедициях в Арктике. Летом 1928 года спасал аэронавтов дирижабля «Италия». С 1928 года принимал активное участие в формировании Северного морского пути, где в большом составе на борту работали ученые. Молодежный экипаж, сформированный на «Красине» в 1930-е годы под руководством 30-летнего капитана М.П.Белоусова, стал началом школы будущих полярных капитанов, механиков, радистов, ученых для растущего ледокольного флота России. В 1934 году ледокол прошел Атлантику, Панамский канал и Тихий океан, чтобы спасти челюскинцев. До начала Великой Отечественной войны работал в восточном секторе Арктики. В октябре 1941 года уходит во второй поход через Тихий океан и Атлантику. Сопровождал полярный конвой PQ-15, участвовал в морских сражениях, проводил караваны судов на Восток по Севморпути. За счет средств репатриации в 1956–1958 гг. ледокол проходил полную модернизацию в ГДР и работал на трассе Севморпути до 1972 года. Освоение Арктики и морского арктического шельфа поставило перед экипажем ледокола новые задачи. В 1972 году «Красин» получил статус научно-исследовательского судна. Первая Арктическая газонефтеразведывательная экспедиция состоялась на борту НИС «Леонид Красин» в 1974–1976 гг. В настоящее время музей-ледокол «Красин» продолжает служить делу сохранения морской арктической памяти и славы России.

None
7