Герои арктических льдов: лица русской Арктики

Санкт-Петербург – это крупнейший промышленный и научный центр, который исторически стоит у истоков освоения и развития Арктики. История города тесно связана с организацией легендарных арктических экспедиций, с промышленным развитием этого уникального региона, сохранением его природы и самобытной культуры. Именно с берегов Невы начинали свой путь экспедиции, участники которых нанесли на карту практически все российское побережье Северного Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей, в Северной столице были созданы первые научные центры по изучению Арктики. Данная экскурсия расскажет о людях, в чьей судьбе Арктика сыграла большую роль.

  • интересные места 2 ,
  • музеи 1 ,
  • памятники 3
Мемориальная доска Ю.С. Кучиеву

Мемориальная доска Ю.С. Кучиеву

Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, 11

Юрий Сергеевич Кучиев - полярный капитан, Герой Социалистического Труда, 56 лет своей жизни отдавший службе в морском флоте и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути.

Юрий Сергеевич родился 26 августа 1919 г. в селении Тиб (Северная Осетия). Отец Сергей Тимофеевич Кучиев (1892-1938), участник Гражданской войны, нарком земледелия Северо-Осетинской АССР, был репрессирован.

Юрий Сергеевич начал службу матросом, помощником кочегара на буксире "Василий Молоков" в порту Диксон (Красноярский край). Окончил курсы штурманов (1944), заочно — Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы — помощник капитана различных ледоколов [«Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин»]. С того времени три десятилетия Кучиев работал на судах арктического флота, сначала штурманом, потом дублёром капитана и капитаном, в том числе на первом атомном ледоколе «Ленин».

Именно там, на «Ленине», состоялась знаменитая встреча двух Юриев — Кучиева и Гагарина. Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола «Ленин». Кучиев ходил на ледоколе дублером капитан.

1
Сквер Чкалова

Сквер Чкалова

Санкт-Петербург, ул. Пионерская, 22

С весны 2011 года, стенах жилого дома № 22, выходящего на "Чкаловский сквер", появились граффити с космической композицией, куда включены портреты знаменитых отечественных лётчиков и космонавтов, всех великих людей, которые оставили огромнейшей след в развитии авиации и космонавтики в нашей стране. Бэкграундом служат рисунки, выполненные в тему сюжета. Граффити на брандмауэрах дома носят названия: "Перелёт Чкалова через Северный полюс" и "Освоение космоса". Изображения выполнили художники-альпинисты по авторскому проекту. Также сегодня каждый житель и гость города может увидеть бюст легендарного русского лётчика В. П. Чкалова в Чкаловском сквере, расположенный между домом и Чкаловским проспектом.

2
Бюст В.П. Чкалова

Бюст В.П. Чкалова

Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, 12

18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов (командир экипажа), Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолёта АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. Перелёт был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полёта по прямой линии, который на тот момент составлял 9104,7 км (установлен в 1933 году французскими лётчиками П. Кодосом и М. Росси). На борту самолёта находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок. Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность дозаправки в воздухе (к тому времени такая техника уже практиковалась в авиации). 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил благополучную посадку на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).

3
Мемориальная доска А.Н.Крылову

Мемориальная доска А.Н.Крылову

Санкт-Петербург, ул. Академика Крылова, 1

A. Н. Крылов - основатель современной русской школы кораблестроения и автор трудов по теории непотопляемости и качки корабля. По заказу адмирала С. О. Макарова. В Опытовом бассейне, разработанным А.Н.Крыловым, проводились испытания моделей первого в мире линейного ледокола «Ермак» с целью оптимизации носовых образований корпуса.

4
Жилой дом. Дом полярника

Жилой дом. Дом полярника

Санкт-Петербург, пл. Ленина, 3

1945-1946 - арх. Лукин Я. Н. Дом по пл. Ленина д.3, построен для видных полярных исследователей и их семей, на месте полностью снесенного дома, сильно пострадавшего в годы войны. Строительство начали сразу после войны, дом всегда был жилой и никогда не перестраивался. Окончание строительства - 1946, заселение 1947 гг., входит в архитектурный ансамбль площади Ленина. Внутреннее убранство квартир отвечает приметам сталинской эпохи: лепнина, камины, высокие потолки, отделка из дорогих пород дерева. В этом доме в 1946-1968 гг. жил Герой Советского Союза полярный исследователь М. М. Сомов, о чем напоминает установленная на фасаде в 1982 г. мемориальная доска. Сталинский неоклассицизм

5
Музей Арктики и Антарктики

Музей Арктики и Антарктики

Санкт-Петербург, ул. Марата, 24 А

Музей Арктики был открыт для посетителей 8 января 1937 г., однако решение о его создании было принято значительно раньше. Уже в 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации постоянно действующего полярного музея. В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было утверждено решение о создании Всесоюзного арктического института (ВАИ), в котором в качестве специального отдела предусматривался музей Арктики. В числе экспонатов также приборы и экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы. В фондах музея хранятся фотографии, запечатлевшие многие значительные события в Арктике, в том числе начальный период существования первого в мире арктического линейного ледокола „Ермак” (1899—1901 гг.), деятельность Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1915 гг.), поход на ледоколе „Красин” для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле „Италия” (1928 г.), работу первых дрейфующих станций СП и первых советских антарктических экспедиций. РГМАА располагает архивами известных полярных капитанов, советских полярных исследователей,
а также конструкторов первого атомного ледокола „Ленин” и атомного ледокола „Арктика”.

6