От «Ермака» до «Лидера»: покорители Северных морей

Первый в мире арктический ледокол «Ермак», созданный благодаря стараниям адмирала С.О. Макарова, проложил исторический путь следующим, ещё более мощным ледоколам.

В этом ряду и знаменитый «Красин», вставший теперь навечно у пристани по соседству с новыми, строящимися на верфях кораблями.

Мы увидим легендарные Адмиралтейские верфи, где создаются уникальные суда для работы в арктических широтах и прикоснёмся к героическим страницам истории освоения Севера.

  • интересные места 2 ,
  • музеи 2
Здание Главного Адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства

Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1

Здание Главного адмиралтейства — комплекс адмиралтейских построек Санкт-Петербурга — расположено на втором Адмиралтейском острове, прямо на берегу Невы. Именно в здании Адмиралтейства принимались исторически важные решения об арктических экспедициях и исследованиях, разрабатывались маршруты и карты, собирались команды и назначались руководители.

1
Музей Адмиралтейских верфей

Музей Адмиралтейских верфей

Санкт-Петербург, ул./наб. реки Фонтанки, 203

«Адмиралтейские верфи» — одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга. Музей Адмиралтейских верфей вот уже почти десятилетие существует в Санкт-Петербурге этот интересный производственный музей, посвященный истории знаменитого предприятия — почти что ровесника нашего города.

Музей расположен в отдельном двухэтажном здании на территории завода. Экспозиция представлена в двух залах: на первом этаже размещены разделы, охватывающие начальный период истории предприятия: от момента закладки Петром I Адмиралтейского дома до объединения Адмиралтейского судостроительного завода в 1914 г. Дизайн интерьера оборудования и декоративных элементов имитирует детали корпусов и такелажа деревянного и броненосного флота. Экспозиция, расположенная на втором этаже музея, посвящена развитию предприятия в двадцатом и двадцать первом веке, дизайн этого зала более технологичен. Зал совещаний имитирует капитанскую рубку. Особенностью музея является большое количество экспонатов на относительно небольшом пространстве (более 3000 единиц хранения!). Архив музея содержит много документов и фотоматериалов и уникальную коллекцию образцов продукции завода (моделей кораблей, подводных лодок, конструкций и т.д.). По размеру модели судов и подводных лодок варьируются от небольших до довольно габаритных, почти двухметровых в длину. С учетом этих особенностей были разработаны оригинальные стендовые и витринные конструкции. Своеобразный облик музея создается с помощью декоративных карт морских побережий, выполненных на стендах из акрилового стекла и имеющих торцевую подсветку.

2
ЦКБ «Айсберг»

ЦКБ «Айсберг»

Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 36

«ЦКБ «Айсберг» является единственным в России бюро, специализирующимся на разработке проектов ледоколов с ядерными энергетическими установками, а также проектированием вспомогательных и специальных судов для ВМФ. Особое конструкторское бюро Ленинградского Кировского Завода (ОКБ ЛКЗ) было создано согласно Постановлению СНК СССР № 3175-963сс «Об организации проектирования и изготовления на Ленинградском Кировском заводе Наркомтрансмаша опытных «турбокомпрессоров РЗГ» от 27 декабря 1945 г.

3
Ледокол "Красин"

Ледокол "Красин"

набережная Лейтенанта Шмидта, 23 линия

 

С кормы ледокола «Красин» возможен осмотр строящихся ледоколов «Урал» и «Сибирь», а также ледостойкой платформы «Северный полюс».

Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин» – флагман ледокольного флота России, построен в 1916–1917 гг. по заказу Правительства Российской Империи, в период с 1917 по 1921 год находился в Англии, и в 1921 году выкуплен Правительством Советской России. Долгое время работал в Финском заливе. Принимал участие в спасательных экспедициях в Арктике. Летом 1928 года спасал аэронавтов дирижабля «Италия». С 1928 года принимал активное участие в формировании Северного морского пути, где в большом составе на борту работали ученые. Молодежный экипаж, сформированный на «Красине» в 1930-е годы под руководством 30-летнего капитана М.П.Белоусова, стал началом школы будущих полярных капитанов, механиков, радистов, ученых для растущего ледокольного флота России. В 1934 году ледокол прошел Атлантику, Панамский канал и Тихий океан, чтобы спасти челюскинцев. До начала Великой Отечественной войны работал в восточном секторе Арктики. В октябре 1941 года уходит во второй поход через Тихий океан и Атлантику. Сопровождал полярный конвой PQ-15, участвовал в морских сражениях, проводил караваны судов на Восток по Севморпути. За счет средств репатриации в 1956–1958 гг. ледокол проходил полную модернизацию в ГДР и работал на трассе Севморпути до 1972 года. Освоение Арктики и морского арктического шельфа поставило перед экипажем ледокола новые задачи. В 1972 году «Красин» получил статус научно-исследовательского судна. Первая Арктическая газонефтеразведывательная экспедиция состоялась на борту НИС «Леонид Красин» в 1974–1976 гг. В настоящее время музей-ледокол «Красин» продолжает служить делу сохранения морской арктической памяти и славы России.

4