Я на стенах “Казанского Собора”,
Решил сегодня, гордо восседать.
Ваш Чижик-Пыжик, так, для разговора
Собрал о Храме, всё, что смог собрать...
“Список иконы Божией Матери Казанской”
Сам Пётр “первый” из Москвы к Неве привез.
В иконе этой Русский дух живёт - христианский -
Она защитница от горя, бед и слёз...
Да, этот Дар был и божественный, и “барский” ...
Я вижу битву, как сегодня, наяву -
С Иконой, в “Смуту”, помню, Минин и Пожарский,
Освобождали, с ополченцами Москву!
Ей Петербург был освящён и стал столицей,
Ей Петербург был ограждён от всех врагов...
Ваш Чижик-Пыжик прилетал к Ней помолиться
За новый город и за Русских моряков...
Я испрошал добра Российскому народу
И процветания моей родной Стране.
А для себя просил “хорошую погоду”,
Да на Фонтанке, поцелуи при луне...
“Собор Казанский, кафедральный” вижу ныне,
А раньше церковь небольшая тут была...
Но вот сейчас стоит Собор, в небесной сини,
Звенят задумчиво его колокола...
Царь, Павел “первый” превратить в Собор церквушку
Задумал, помнится - такой вот мудрый план...
Чтоб удивить Европу - “гордую старушку”
Чтоб позавидовал творенью Ватикан!
Чтобы “Собор Петра Святого” - Светоч Веры”,
Был не единственным в величии своём,
Чтоб “Храм” Российский восхищал своим размером,
И своим “Чистым Православным Бытиём”!
Лишь император, Александр “первый”, позже,
Закладку “Храма” произвёл потом уже -
И, как понятно мне, он, как и все вельможи,
Был не лишён, совсем, тщеславия, в душе...
В рублях, на стройку, аж, четыре миллиона
Было потрачено - на то он и Собор...
Андрею Воронихину поклоны,
Я, люди, делаю усердно, с давних пор...
Он - архитектор, я скажу - талант от Бога,
Как все художники, что прославляли Русь,
А их на “стройке” было очень, очень много -
Все Россияне, только наши - я горжусь!..
Граф Павел Строганов и Воронихин тоже
(Про “вольных каменщиков” слышал я давно)
Являлись членами, “масонской, тайной ложи” -
В Соборе, явно это всё отражено...
“Латинский Крест”, и, кстати, таже “Колоннада”,
“Песочные часы” - такой вот значит вид -
“Теченье жизни”, как судьбы скупой награда
И смерти рок, что никого не пощадит...
На треугольном, сине- каменном фронтоне
“Всевидящее око” смотрит вдаль,
Своим зрачком, на золочёном фоне -
В нём скрыта мудрость и беспечность, и печаль...
Врата Казанского Собора - “Врата Рая” -
Флоренции далёкой уголок
И “баптистерии ворота” повторяя
Они несут в себе истории поток...
Здесь интерьеры, душу тоже впечатляют
Полсотни шесть колон - всё розовый гранит,
Пространство на три нефа разделяют
И “кессонированный свод” на них стоит...
Я на Собор гляжу - “раскинутые руки” -
Петра апостола, “религиозный стон”,
А может быть Иисуса скрыли муки
В себе, все девяносто шесть колон...
Молился в Храме, Михаил Кутузов -
У Богородицы для войска сил просил,
А через год, когда побил “француза”
Народ, Кутузова в том храме схоронил...
Аж, сто семь флагов, вражеских штандартов,
Наполеоновских мы поместили в храм,
Чтоб урезонить разных “бонапартов”,
Которые с мечом полезут к нам...
Жезл маршала Даву мы здесь хранили,
А также, целых двадцать пять ключей,
Мы тоже в нашем Храме поместили -
От взятых городов и крепостей...
А казаки, трофеи разделили -
Победа — это щедрая пора,
И, от души, Собору подарили
Пудов, я видел, сорок серебра.
Я Чижик-Пыжик, ощущаю роли
Великих полководцев той войны -
Кутузов Михаил, Барклай -де -Толи -
Мы всем народом помнить их должны!
Ну, а пока, я тихо исчезаю,
Мне не далече, до Фонтанки здесь...
Что, маловато? Я вас умоляю,
Ваш Чижик-Пыжик, всё, имею честь!
«Ужель Вам незнакомы даже фасад казанских колоннад…», - восклицал Н. Агнивцев в своем стихотворном цикле «Блистательный Санкт-Петербург». Казанский кафедральный собор на Невском проспекте - один из крупнейших храмов города. Он стал преемником небольшой церкви, что находилась на этом месте с 1737 года – придворного храма Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор М.Земцов). В этой церкви венчался цесаревич Павел Петрович.
В церкви находилась первая православная святыня Петербурга – список иконы Божией Матери Казанской. Этот семейный чудотворный образ по велению Петра был перенесен из Москвы во вновь строящийся город в 1710 году: «Петр Великий … как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил». В Смуту икона Казанской Бг (или список с нее) была с воинами ополчения Минина и Пожарского (1612 г.), освобождавших Москву от польско-литовских интервентов. Отсюда почитание иконы как избавительницы от нашествия иноземцев, покровительницы династии Романовых. Впоследствии не раз прибегали к этому образу, прося заступничества царицы небесной. У жителей Петербурга Богородица в лице ее чудотворной Казанской иконы считалась покровительницей северной столицы.
Став императором Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы в собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира. При первом взгляде на Казанский собор возникает ощущение дежавю. Колоннада «в виде раскинутых рук», созданная Джованни Бернини для площади Св. Петра в Ватикане, нашла отражение в петербургском проекте. Колоннада из 96 колонн повторяет всемирно известный образ колоннад собора Св. Петра. Это не случайность, таково было желание коронованного заказчика. Когда еще наследником престола Павел Петрович с супругой путешествовал по Европе, его потряс облик величественного римского храма.
Закладка нового собора состоялась в присутствии императора Александра I. Смета на строительство составила чуть более 4 млн рублей. Собор строился 10 лет с 1801 года по проекту русского архитектора Андрея Воронихина. Воронихин - бывший крепостной, получивший вольную, обучался архитектуре в Москве, затем в Париже и Женеве. Молодой и еще неопытный Воронихин был протеже графа Строганова, президента Императорской Академии Художеств, который разглядел талант будущего блестящего архитектора.
Строящийся Казанский собор был предметом особой гордости, его иногда назвали «самым русским собором» – к работам «не был допущены ни один иностранный художник». Никаких документальных подтверждений тому нет, но часто говорили о «таинственных знаках» масонов в убранстве. В плане Казанский собор имеет латинский крест и колоннаду (с севера и юга) в виде песочных часов. У масонов это символ течения жизни и неминуемой смерти; на треугольном фронтоне – Всевидящее око. Действительно, и архитектор, и его покровитель принадлежали к тайному братству вольных каменщиков.
Северные врата Казанского собора, что обращены на Невский проспект, это копия бронзовых рельефов с ворот флорентийского баптистерия (Лоренцо Гиберти), которые Микеланджело называл «вратами рая». Рельефы отлиты по гипсовым слепкам, хранившимся в Академии художеств. Впечатляют интерьеры собора – 56 колонн розового финского гранита разделяют огромное пространство на три нефа и поддерживают кессонированные своды.
В 1812 году, Михаил Илларионович Кутузов перед выездом в действующую армию приезжал в собор для молитвы перед иконой Казанской Божией матери. Год спустя в храме похоронили умершего полководца Кутузова.
После разгрома армии Наполеона собор стали воспринимать как памятник русской воинской славы. В собор были помещены 107 захваченных наполеоновских флагов и штандартов, здесь же хранили ключи от 25 взятых русской армией крепостей и городов. Русская армия шла через Польшу, Германию и Нидерланды, в соборе были ключи от Брюсселя, Дрездена, Кельна, Марселя и, конечно, столицы Франции Парижа. Как трофей сохранялся в Казанском соборе личный жезл наполеоновского маршала Даву.
В дар собору отдали 40 пудов трофейного серебра, взятого казаками у французов – его прислал донской атаман М.И.Платов. Серебро использовали для изготовления нового иконостаса собора.
В честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона (1837 г.) на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники полководцам Отечественной войны 1812 года - Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли (архитектор В. Стасов, скульптор Б. Орловский). Монументы подчёркивали мемориальное значение собора как памятника ратным подвигам во имя Отечества.
В 1932 году в Казанском соборе разместился Музей истории религии и атеизма. Но еще до этого из храма были изъяты церковные ценности – иконостас был переплавлен, а серебра изъяли около 2 тонн. Богослужения возобновились с 1991 года, в 2000 году он получил статус кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.