Снова летит Чижик-Пыжик искать
Новые знанья - работа такая...
Чтобы вам было о чём почитать,
Чтоб восхитились, мир познавая...
“Первый Российский публичный музей”-
То есть, “Кунсткамера” так это значит.
Ясно, что это был не “Колизей”,
Ну, интересней, поверти, тем паче...
Редкостей разных, создал кабинет,
Царь Пётр первый, в России когда-то...
Раньше такое “держал” Высший свет,
Лекари, разные аристократы...
Помню, аптекари и короли,
Руша, познания вечные муки -
Стали искать на просторах Земли
Разные редкие, “милые штуки” …
Множество чудных, курьёзных вещей,
Каждый хранил у себя, только лично -
В их кабинетах “Бессмертный Кащей”,
Я полагаю, смотрелся б прилично...
“О, зело дивно!” - в своих дневниках
Пётр писал, восхищаясь порою -
“Вот возвернусь, на Невы, берегах -
Тоже такое в России открою!”
В “Летнем дворце” всю коллекцию ту
Царь разместил у себя в кабинете...
Быстро заполнили всю пустоту
Разные чудные редкости эти...
Здание новое делать пришлось -
Сам Маттарнови* стал здание ставить -
Он архитектор, ему довелось
Часто проектами разными править...
“Остов Васильевский” был под рукой -
Для Академии места хватало,
И, на земле, где был сонный покой -
“Царство Науки” заблагоухало!..
Библиотека, Кунсткамера есть,
А армиллярная сфера на башне -
Словно венчает Научную честь
Наших великих открытий “загашник” …
Ясно, что гнев всех моих праотцов -
Чижиков-Пыжиков щебет нелепый...
Первой “Коллекцию, нам, мертвецов”
Царь приобрёл и сказал: “Это лепо!” *
Сам доктор Рюйше* “ те трупы продал -
Он в формалине хранил их, буквально.
Трупов младенцев, наряд украшал,
Дочкою Рюйше, пошитый специально...
Рюйше использовал не формалин -
Личным раствором он очень гордился...
Формулу ведал лишь Рюйше один.
Спорить не стану - раствор получился.
Все экспонаты - две тысячи штук,
Нами за гульдены куплены были.
Золотом взял, из Голландии “друг”-
Мёртвых у нас испокон люди чтили...
Царь препараты зверей покупал,
Птиц, насекомых и раковин разных -
Пётр, как ведомо, знаний алкал*,
Требовал знаний у подданных праздных...
Боже, в Кунсткамере столько чудес
Есть двухголовый ягнёнок, ребята...
Карлик, живой экспонат: “Вот те крест!” -
Рост, метр двадцать - он жил там когда-то.
Был великан, Николя Буржуа -
Два двадцать семь — вот такой вот
детИще!
Умер. В пожаре, его голова
Просто пропала - фантом её ищет...
Готторпский глобус* - подарок царю -
Он по диаметру, три метра, где-то.
В нём планетарий - я вам говорю!
Карта снаружи - все стороны света...
И, в восемнадцатом веке пожар,
И, реставрацию, даже блокаду -
Всё пережил, этот “Готторпский шар” -
Вам посмотреть на него, точно надо!
Люди сдавали в “музей”, что могли -
Всё необычное, что находили...
Им коменданты платили рубли,
И, говорят, что неплохо платили...
Люд просвещали, учили порой -
Всё задарма*, как я знаю, бывало...
Кофе давали и водку с икрой -
Так что Кунсткамера не пустовала...
Переборщил я, конечно, с икрой...
(Мне подсказали: “Икра — это слишком”)
Но, говорят, что давали, порой,
Пряник медовый, пришедшим детишкам!
Сколько культур представляет “Музей
Антропологии и этнографии” -
Здесь у России хватает друзей -
Среди народов “Земной географии” !..
Вам страшновато средь этих “палат”?
С Чижиком-Пыжиком вы полетали?
Я словно автор, ужасный - Де Сад.
Рад, что вы всё до конца прочитали...
Кунсткамера или «кабинет редкостей», первый публичный музей России, учреждённый императором Петром I. Кабинеты редкостей были принадлежностью многих европейских княжеских и королевских дворов, их собирали аристократы, ученые или врачи-аптекари. В таких кабинетах выставлялись естественно-научные экспонаты, древние, редкие и курьезные вещи, как природные, так и рукотворные.
Пётр I познакомился с такими собраниями раритетов во время «Великого посольства» (1697—1698 гг). Он проявил недюжинную любознательность и как примерный турист осматривал все без исключения – в том числе заморские кабинеты «кунштов» (редкостей). На страницах заграничного дневника, то и дело встречается ремарка восхищенного царя: «Зело дивно!». Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей».
• Первоначально «Государев кабинет» поместили в Летнем дворце, но коллекция постоянно разрасталась. Решено было строить для ее размещения особое здание на Васильевском острове – «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» (1718, архитектор Маттарнови). Здание Кунсткамеры стало символом Российской академии наук, его башню венчает армиллярная сфера.
• Начало знаменитой «Кунсткамеры», положила «коллекция мертвецов», купленная Петром в Голландии у доктора Фредерика Рюйша (1717). Петр живо интересовался естественными науками. В Европе этого времени модной была анатомия, даже дамы посещали анатомический театр. Доктор Рюйш был знаменитостью – он разработал уникальную методику сохранения анатомических препаратов благодаря которой мертвецы выглядели как живые. А для мертвых младенцев дочь Рюйша делала кружевные чепчики, воротнички и манжетики, чтобы эстетизировать зрелище. После долгих переговоров коллекция Рюйша была приобретена русской казной за 30 000 золотых гульденов, она насчитывала 2.000 экспонатов.
Покупая препараты млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, раковины, минералы и анатомические образцы, он руководствовался целью приобретения знаний. Он считал, что, знакомясь с ними, можно будет приобрести «в натуральной истории систематическое понятие». Очень царь знания любил, сам тянулся к образованию и народ подтягивал.
• В одном из разделов Кунсткамеры собраны экспонаты с анатомическими. Например, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и пр. Указ Петра I от 17 фев. 1718 г. «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» положил начало систематическому собранию редкостей из мира природы.
Это «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно».
За животное или человеческое существо с патологией платили десять рублей (для сравнения – корова стоила 1 рубль, «средняя» годовая зарплата 16 рублей).
• Кунсткамера имела даже живые экспонаты – как музейный объект здесь жил Федор Игнатьев - карлик, рост которого достигал едва 1.20 см, а на ногах и правой руке у него было только два пальца, напоминающих клешни. Но подлинной легендой стал великан-гайдук Николя Буржуа, рост которого составлял 226,7 сантиметров. Этого француза гиганта Петр привез из заграничного путешествия, вместе с другими редкостями. Когда Николя после 7 лет службы в должности императорского лакея скончался от апоплексического удара, его тело было передано в кунсткамеру. Скелет Буржуа стоял в одной из витрин, но в 1747 году во время пожара исчезла его голова. К скелету приставили другой череп. С тех пор, как утверждают, призрак Николя Буржуа по ночам бродит по залам Кунсткамеры и ищет свою голову.
• На 3-м этаже стоял Готторпский глобус, названный в честь епископа Готтопского герцогства Кристиана Августа, который был преподнес этот дипломатический подарок Петру в 1713 году. Удивительный глобус-планетарий, этот шар имел диаметр около 3-х метров, на наружной поверхности его находилась карта, а внутри - изображение звёздного неба. Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. На небольших скамеечках внутри могло помещаться 16 человек. Долгое время это был самый большой глобус в мире. Шар, переживший пожар в 18 в., блокаду и серьезную реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры и доступен для осмотра.
• С самого начала существования Кунсткамера от европейских музеев редкостей отличалась просветительской направленностью. Петр распорядился: «Впредь всякого желающего оную смотреть — пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». А вот Амстердамский музей был коммерческим заведением с довольно высокой платой. Кунсткамера была бесплатной, а кроме того, по указу Петра I с 1724 года ежегодно получала из казны 400 рублей на угощение посетителей: «кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным». Потому, видимо, в «Палате редкостей» всегда царило «великое людство», туда «ежедневно всякого чина люди приходят и просятся». Посещение этого музея в первой половине XVIII века входило в программу пребывания в Петербурге иностранных дипломатов.
• Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, представляющий культуру и обычаи народов мира. Уникальные коллекции, посвященные народам Северной Америки, Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии.