Я, Чижик-Пыжик - городу пою,
От всей души, сплошные дифирамбы -
Не дали голос мне, как соловью,
Зато я в облаках исполню “Самба”
Царь Пётр Первый на лихом коне!
“Гром-камень” - лёг покорно под копыта...
На голову коня, присесть бы мне -
Узнать бы всё, что в конских мыслях скрыто...
А всадник-то, не “Медный”, как и конь,
Из бронзы мастерами он отлился...
(Мне, говорят: “ Ты Пушкина не тронь -
Поэт сказал - народ с ним согласился!).
Ну, “Медный”, значит “Медный - спору нет...
Шедевр Фальконе - порыв стихии!
Античности в нём видится расцвет -
Величие Имперское России!
Присяду я на голову царя -
Рук женских тут касанье ощущаю...
Ах, Мари Анн, я вспомнил вас не зря -
Она лепила - точно вам вещаю!..
Доверил - Мари Анн Колло ваять,
Великий Фальконе, “фрагмент сей важный”.
Екатерина, что России Мать,
Хвалила ту работу, не однажды...
Пожизненную пенсию Мари -
Екатерина, тут же учредила,
Аж, десять тысяч (но держу пари -
В какой валюте - неизвестно было) …
И членом Академии Колло,
За этот труд, немедленно избрали.
Да... Много ей “Творение” дало -
Но это всё попутные детали...
Как много в этом Всаднике чудес,
И мистики, и замыслов укрыто...
Дух Люцифера - он мы знаем, бес...
Змея, в сюжет попала под копыта!..
Как "Зависть побеждённая " она,
Растоптанная корчится от боли,
Как грех, как “первородная вина”
Как исполнитель роли, Божьей воли!..
Гром-камень, что крестьянин Вишняков
Под “Лахтой” деревушкой обнаружил,
Тащил народ тот “жертвенник волхвов” -
Аж, пару тысяч тонн доставить сдюжил!..
“Великий дар языческих богов”,
Осколок гор, что молнией разбиты
Катили мы с усилием рабов,
Что строили, когда-то пирамиды...
Писатель, что Андреев Даниил,
Пророчествовал, как-то в “Розе мира”,
Что Бог, своею дланью осенил,
Сенатской площади - Величие и Силу!
И с Ангелом-хранителем скрепил
Он прочной “Пуповиной” место это,
Чтоб тот, Великий Петербург хранил
От всяких бед и злобного навета...
Конечно приходилось слышать мне
(народ другое имя внёс в сознанье) -
Некрасочно - “Антихрист на коне” ...
Я не в восторге от того названья!
Царь, Александр первый, я слыхал,
Когда “Француз” в России решил править,
Чтоб “Всадник” от врага не пострадал
Под Вологду велел его отправить...
Батурину, майору, “вещий сон”
Приснился - будто “Всадник” в нём клянётся -
Пока на месте остаётся он -
Непобедимым город остаётся!
И памятник остался и стоит,
И, верю я стоять так вечно будет.
Он всем своим Величьем говорит:
“Я ваш защитник, верте в меня, люди!
Трудились здесь Колло и Фальконе,
Гордеев и Хайлов и люд обычный -
Они уже родными стали мне,
Они внесли в наш город быт античный...
Я слышу, как совет даёт Дидро,
И как Вольтер Екатерине пишет...
Устал летать - проедусь на Метро,
К Фонтанке ближе. Гид ваш, Чижик-Пыжик!
Медный Всадник - воплощение живого духа Петра, гений и хранитель созданного им города; среди петербуржцев всегда было широко распространено поверье, что пока Всадник стоит на Сенатской площади, враг не вступит в пределы города. В современном уставе Петербурга этот памятник назван как один из официальных исторических символов.
Памятник всегда был любим горожанами, и площадь у монумента основателю города Петру I стала традиционным местом где проходят торжества, посвященные юбилеям Пб.
Задуман был памятник императрицей Екатериной II, которая хотела доказать, что является не только законной государыней на престоле, но и продолжательницей дел Петра. Недаром постамент памятника увенчала надпись, составленная лично царицей: «Петру I Екатерина II».
В поисках мастера она обратилась за советом к своим друзьям по переписке – французским философам Вольтеру и Дидро. Последний порекомендовал русской императрице Этьена Мориса Фальконе как лучшего скульптора Франции.
Фальконе – талантливый и модный при дворе французский скульптор, по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, создавал настоящие шедевры скульптурного искусства, полные грации, нежности и одухотворенности.
Директор Севрской мануфактуры, но он всегда мечтал о монументальной скульптуре. Заказ от русской казны давал ему шанс воплотить эту мечту. Он согласился с восторгом, несмотря на сравнительно небольшой гонорар. Вошел в историю, как создатель Медного всадника – он остался его единственной работой в жанре монументальной скульптуры. На одной из складок бронзового плаща Петра I надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Созданию памятника Фальконе отдал 12 лет жизни. Эскиз памятника из воска был сделан ещё в Париже, после приезда в Россию началась работа над гипсовой моделью в величину статуи. Фальконе о своем замысле: «Мой монумент будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность Созидателя, Законодателя, Благодетеля своей страны и вот ее-то и надо показать людям».
Эталон для Фальконе были образцы античности - скульптор создал памятник простой и величественный: на пике вздыбленной гранитной скалы всадник удерживает вставшего на дыбы коня. Медный всадник считается одним из лучших в мире конных памятников.
Фальконе привез в Россию свою талантливую ученицу Мари Анн Колло 18 лет. Она приняла участие в работе над головой Петра I для монумента, именно ее вариант понравился Екатерине. Императрица назначила художнице пожизненную пенсию в 10.000 рублей (в других источниках – ливров, так что лучше без названия валюты) и пожелала, чтобы ее избрали в Академию художеств. Что и было сделано.
Не менее яркий образ памятника – змея, что под копытом коня. По замыслу Фальконе она символизировала «побеждённую зависть» (скульптор Федором Гордеевич Гордеев), она же играла роль дополнительной опоры для конной статуи.
Отливка памятника, как и многое в его создании, полна ярких и драматических событий. История европейской монументальной пластики не знала такой сложной композиции (модель требовала уникального расчета в силу разной толщины стенок), опыта подобных литейных работ не было. Во время первой отливки труба, по которой заливалась металл, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение.
Как постамент был использован так называемый «Гром-камень», на который в окрестностях Петербурга, около деревни Лахта указал крестьянин Семен Григорьевич Вишняков, прочтя объявление в газете. Первоначально камень весил около 2.000 тонн (сейчас 1.600). Транспортировка – поистине научный подвиг. Работы начали в ноябре: глыбу установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 шаров. Обработку гранита вели уже во время транспортировки. К весне гром-камень доставили к берегу Финского залива, осенью погрузили на, специально построенное для этого судно. И, наконец, толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади. Ну не хуже, чем строительство египетских пирамид. В честь этого события – доставки камня - была выпущена памятная медаль с надписью: «Дерзновению подобно».
В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II испортились и вместе с Мари-Анн Колло он уехал в Париж, на торжественном открытии своего памятника не присутствовал. Однако князь Голицын во Франции вручил Фальконе золотую и серебряную медали от Екатерины II. Говорят, что при этом Фальконе, потративший на свою главную скульптуру 12 лет жизни, заплакал.
Открытие памятника в присутствии Екатерины состоялось в 4 часа пополудни 7 августа 1782 г. Оно было приурочено к 100-летию вступления на престол Петра (началу его царствования). Государыня прибыла на шлюпке из Зимнего, поднялась на балкон Сената и оттуда подала сигнал к открытию памятника. После чего прошел парад войск.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Это великий мистический символ Пб. Даниил Андреев в «Розе мира» писал, что само место на Петровской площади соединено невидимой «пуповиной» с небесным Ангелом-хранителем города.
Петр, по латыни значит «Камень» и стоит он на каменной глыбе. Как утверждали петербуржцы «Гром-камень», был древним жертвенником языческих волхвов, разбитым молнией. На жертвеннике старому божеству воздвигли памятник новому.
В то же время памятник называли «Антихрист на коне». Пушкин, знавший астрологию, эзотерику слов, не случайно назвал всадника «медным» (на самом деле памятник отлит из бронзы). Медь связана в астрологии с планетой Венерой, другое название которой Люцифер.
В Пб фольклоре широко распространена легенда о видении будущему императору Павлу. Однажды вечером во время прогулки в сопровождении своего друга князя Куракина он заметил человека, завернутого в широкий плащ, который сначала поджидал их, а когда они приблизились, пошел рядом. Павел вздрогнув обратился к Куракину: «С нами кто-то идет». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак увлекая спутников за собой подвел их к месту будущей установки Медного всадника со словами: «Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь». Уходя, он приподнял шляпу, Павел разглядел лицо Петра Великого.
В 1812 г., под угрозой нашествия Наполеона, Александр I распорядился вывезти «Всадника» в Вологодскую губернию; уже был выработан план эвакуации. Но императору доложили, что некоему майору Батурину приснился вещий сон. Майор добился свидания с князем Голицыным, тот передал его императору. Всадник будто бы сказал: «Пока я на месте, город будет непобедим». Приготовления к вывозу памятника отменили.
Подлинная известность пришла к монументу в 1833 г. после публикации поэмы А.С.Пушкина. Литературное произведение подарило памятнику само название - «Медный всадник».