Чижик-Пыжик.

Смольный монастырь

Чижик-Пыжик.

Смольный монастырь

Мне, очень нравился, всегда полёт привольный,
Да, Чижик-Пыжик любит всюду полетать...
Сегодня посетим мы вмести с вами, Смольный,
Могу я много вам о Смольном рассказать...

В году, так, где-то - одна тысяча пятьсот пятом,
На нашем, левом берегу реки Невы
Село ютилось, скромно, Спасское когда-то -
Снял информацию со слов людской молвы...

А в шведских картах место “Вуоронпуоли” -
Они по-своему село называли там.
Названье Спасское, нам нравилось поболе,
“Преображения Спаса” храм, был дорог нам...

(Мне даже, как-то говорить сейчас неловко,
Но я для справки обозначу факты вам -
“Вуоронпуоли” — это значит “Воробьёвка”,
Ну не солидно — это же совсем не храм!..)

В Санкт-Петербурге самым первым православным
Считают люди храм Российский испокон...
С годами он, конечно, так и не стал главным,
Но миссию свою с лихвой исполнил он...

Путей торговых, тогда слышал я немало,
Шло через Спасское - путь в Нарву, Дудергоф...
Но всем паромной переправы

не хватало -
Подумав, сделали, для связи берегов... 

Нева несла на берега седую пену,
Швыряли воды годы в Финскую губу...
В Ингерманландии до шведского Ниена
Переправлял паром торговую гурьбу!..

Не обойти, конечно, было дел житейских
Сто "Смоляных дворов” - приказ - Создать скорей!
Что бы на верфях, ясно всем, Адмиралтейских
Смолить борта могучих, русских кораблей.

Век восемнадцатый, год века - двадцать пятый
Построен был тогда “большой “Смоляной двор”.
“Дворец Девичий” был поставлен, там же, рядом -
Елизавета в нём гуляла с детских пор...

Царёва дочка монастырь велела строить
Среди беспечности “Девичьего Дворца”
Что бы под старость свою душу успокоить
Поставить свечку за любимого отца!

Хотела вымолить, за юный нрав раздольный
У Бога милости, но, волею Судьбы -
Тот монастырь, что назывался, людом - Смольный,
Стал долгостроем и не принял той мольбы...

У архитектора мозги в те дни кипели -
(Создать фасады, планы, сметы - всё подбить) …
Все эти выкладки, Великого Растрелли -
Потел конечно, чтоб царевну ублажить!

Ансамбль Смольного - Великое Творенье,
Барокко пышного - Франческо яркий стиль!

Недаром я о том пишу стихотворенье,
Стихи не сказка, почитайте сами - быль!..

Перед Собором сам Кваренги снимал шляпу -
Архитектурный гений, где-то тех же лет.
Не заправляет, Чижик-Пыжик вам арапа,
В моём рассказе небылиц, поверти, нет!

Крестообразный план Великого Собора
Доселе радует мой острый птичий взор.
С ним красотой сравнится могут только горы,
Но рядом с храмом мы не видим синих гор...

Как жаль, что нет сегодня мощной колокольни,
Растрелли точно бы за это рассерчал...
Она была бы, как “алмаз краеугольный” -
Я представляю, как бы колокол звучал!..

Но Юре Фельтену деньжонок не хватило -
На “драку” с Пруссией потратилась казна.
К тому ж ещё, Елизавету схоронила,
Немного в войнах, обнищавшая страна...

Хрусталь и мрамор, и резьба искусных зодчих,
Ограда храма, от великих кузнецов,
Иконостасы и чудес прекрасных прочих
Досталось много нам от наших праотцов!..

Концертно-выставочный зал сегодня в Смольном...
Не ту судьбу себе желал Великий храм...
Сидит ваш Чижик-Пыжик очень недовольный,
Спросить желает: “Ну, а как всё это вам?”

• Предистория

Задолго до основания Петербурга на левом берегу Невы, на месте будущего Смольного собора находилось русское село Спасское известное с 1505 года. Это было самое крупное поселение в Невской дельте. Название село получило от православного храма Спаса Преображения. Можно считать, что это был первый православный храм на территории будущего Петербурга.

В XVII веке Спасское было центром православия в католической Ингерманландии и оппонентом шведского города Ниена, который располагался на противоположном берегу Невы.

На шведских картах встречается и другое название села – Вуоронпуоли, которое можно перевести как Воробьевка (от русской фамилии Воробьев).

Село Спасское стояло в начале важных торговых магистралей – через Неву была устроена паромная переправа с городом Ниеном, отсюда шли дороги в Дудергоф и Нарву.

• Начальные дни Петербурга и веселая Елизаветт

На месте села по указу Петра разместили Смоляные дворы - здесь варили смолу для строящихся на Адмиралтейских верфях кораблей. К 1725 году был выстроен большой Смольный двор.

Рядом был построен Девичий дворец для младшей дочери Петра, Елизаветы. В этом дворце прошло ее детство. Уже в преклонных летах Елизавета Петровна собиралась уйти от мирских дел и завершить свои дни монахиней. Веселая Елизавет полжизни провела на балах, а вторую половину в молитвах.

• Желание Елизаветы

На месте своего Девичьего дворца Елизавета повелела строить монастырь. Из-за соседства со Смоляным двором его и стали назвать Смольный.

В 1740-е годы Елизавета Петровна объявила Синоду, что желает основать величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. Монастырь предполагался для 120 девиц из благородных семей. Каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. Для себя же императрица повелела выстроить отдельный дом. Назвали официально монастырь Воскресенский Новодевичий, но в городе быстро прижилось и закрепилось другое название - Смольный монастырь.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии и, в присутствии императрицы обойдя с крестами вокруг «смоляного дома», положил основание новому монастырю.

Увы! Елизавета Петровна не дожила до завершения строительства. Он стал самым большим долгостроем Петербурга — его возводили 87 лет и закончили только в 1835 году.

• Авторство и ценность

Составление планов, фасадов и смет поручили итальянскому архитектору Бартоломео Франческо Растрелли. Ансамбль Смольного монастыря стал одним из его шедевров – блестящее воплощение пышного барокко, которое по имени коронованной заказчицы стало называть «елизаветинским».

Смольный собор – это храм, перед которым, по легенде, снимал шляпу другой гений архитектуры - Джакомо Кваренги.
«Одно из совершеннейших творений» (знаток архитектуры В.Я. Курбатов, нач. 20 века).

«Архитектурной прелести прекрасный образец» - извините, не удержалась.

• Описание проекта

Монастырский комплекс включал как главную доминанту храм, стоящий в центре монастырского двора. План Смольного монастыря, напоминающего древнерусские крепости с угловыми башнями-церквями, торжество замкнутости и закрытости. Почти крестообразный в плане собор заключен в крестообразный парадный двор. Вокруг него — хозяйственные дворы, причем их внешняя ограда тоже имела форму креста. Собор устремленный ввысь, динамичный, благодаря сочному декору, яркому сочетанию голубого и белого, выглядит празднично и живописно в любую погоду.

К сожалению, грандиозный замысел архитектора не был полностью воплощен. Впоследствии отказались от возведения пафосной 166-метровой колокольни, которая должна была стать самой высокой в Российской империи. Только колокол для колокольни должен был весить двадцать тысяч пудов (пуд – 16 кг). (Облегченно выдохнул Петропавловский собор – он мог оказаться на втором месте, его высота всего 122, 5 м).

Коррективы в судьбу собора внесла война с Пруссией, а потом смерть Елизаветы Петровны. Новая императрица, Екатерина II, отстранила Растрелли от дел и поручила достройку Юрию Фельтену. После девяти лет строительства обнаружилась нехватка денег. Достроили монастырь только при Николае I.

Внутренняя отделка, которой занимался в 1832-1835 гг. В. Стасов, достаточно проста, но в то же время торжественна. Церковный зал отделан мрамором, установлены три громадных иконостаса, балюстрада перед алтарями выполнена из граненого хрусталя, а кафедру украшает искусная резьба. По рисунку архитектора была отлита одна из самых красивых оград Санкт-Петербурга, установленная вокруг собора.

• После революции

В 1923 году Смольный закрыли и превратили в склад, спустя ещё пятьдесят лет сняли иконостас, имущество передали в городские музеи, в здании открыли Музей истории Ленинграда. С 1990 года здесь открыли концертно-выставочный комплекс.