Русский музей: Выставка Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновой 1592 года
с 29.08.2024 по 25.11.2024
Выставки
Государственный Русский музей | Михайловский дворец
Русский музей открывает выставку, посвященную уникальному произведению – шитой, или «тафтяной» (тафта – драгоценная шелковая ткань) церкви царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой.
В экспозиции будут представлены сохранившиеся в коллекции музея двадцать три изображения шитых икон, которые являются свидетельством трогательно-возвышенного, совершенного в художественном отношении искусства шитья Древней Руси. Выставка до октября станет частью постоянной экспозиции Михайловского дворца, разместившись в зале № 5 в непосредственной близости с коллекцией древнерусского искусства (залы № 1–4).
Иконостас, представлявший собой продуманную композицию икон, шитых шелками и золотыми нитями, был исполнен в 1592 году в мастерской царицы Ирины Федоровны Годуновой. Среди дошедших до наших дней произведений «шевчего искусства» он выделяется лиричностью воплощения, тонким психологизмом образов, артистизмом и искусностью исполнения.
Во времена Смуты и в начале царствования Романовых шитые иконы хранились на Государевом дворе или украшали одну из многочисленных кремлевских молелен. В начале 1650-х годов они вошли в состав походной церкви царя Алексея Михайловича, с которой он совершил свой победоносный Смоленский поход. Не удивительно, что именно как военную реликвию «тафтяную церковь» перевез из Москвы в Санкт-Петербург наследник Алексея Михайловича царь Петр I.
Несмотря на многочисленные утраты и ожоги, с которыми иконы поступили в реставрационную мастерскую Русского музея в 1938 году, заметно, как качественно они были выполнены мастерами. Исследователи отмечали, что всеми средствами художественной выразительности в шитом иконостасе «подчеркнута парадность, отвечающая назначению произведения как походной церкви русского государя». «Тафтяная церковь» Федора Иоанновича, объединившая династии Рюриковичей и Романовых, воспринималась как символ воинской славы и в императорской России. Однако собиравшая на протяжении столетий новые образы и обретавшая новые смыслы, «шитая церковь» изначально задумывалась по другому поводу. Иконостас был исполнен в светлицах Ирины Годуновой в 1592 году, когда в царской семье особенно остро встал вопрос об отсутствии наследника престола, сохранении династии Рюриковичей, что и привело к возведению целого ряда обетных церквей, созданию религиозных живописных и шитых произведений. К их числу принадлежала и «тафтяная церковь».