Чижик-Пыжик. Адмиралтейство
00:04:04

Присяду я на шпиль Адмиралтейства
Да на Неву с Фонтанкой погляжу,
Вам кажется забавным моё действо,
А зря, я вам о многом расскажу...

Ваш Чижик-Пыжик часто смотрит в дали,
Поскольку часто высоко сидит.
Вот вижу три “центральных” магистрали
С Адмиралтейской спицы чудный вид.

“Трезубец петербургский” — Это Невский,
И Вознесенский - тот и тот проспект,
Гороховая, (позже Достоевский
Чего-то тут писал - ему респект) …

“Кораблик- флюгер” ветром не колышет -
Он весом шестьдесят пять килограмм -
Сидит на нём ваш умный Чижик-Пыжик -
Историю рассказывает вам.

Адмиралтейский двор мы заложили -
Трудился словно проклятый народ,
Здесь пару тысяч свай, когда-то вбили -
Шёл тысяча семьсот четвёртый год.

А год спустя, на верфи шла постройка,
России флота, новых кораблей,
Что вам сказать - работали все бойко,
Чтоб их спустить скорей со стапелей.

Сам Пётр первый “крепость-верфь” одобрил
Уверенно сказал: “Проекту быть!”
И Меньшиков об этом крепко помнил -
Царь приказал ему руководить...

И корабельщики, и кузнецы трудились,
И моряки, и каменщики тут -
С Петром-царём все просто с ног валились -
Все ведомства и разный прочий люд...

Уже через два года, как я знаю
Корабль “Прам” на волны спущен был,
Потом “Полтава” Флаг наш прославляя
В поход свой первый гордо уходил.

Ещё проект секретный был “Подлодки” -
(Мы шёпотом об этом говорим) …
Её создал мужик простой и кроткий,
Крестьянской крови - Никонов Ефим...

Шёл день за днём, натягивая стропы,
Адмиралтейство на глазах росло -
И состоялся лучший флот Европы,
И самый стойкий - всем врагам на зло!

Адмиралтейский батальон, что с хором,
“Викториальных дней неся порыв -
Играл победно музыку, с задором,
А флот, победный пополнял актив!..

“Контора провиантская” трудилась,
Снабжая для похода корабли,
А также, чтоб вся свита веселилась,
Когда банкеты с праздниками шли...


С пяти утра всегда свой “день рабочий”
В Адмиралтействе Пётр начинал,
А вот в одиннадцать, совсем, не между прочем,
Анисовую водку наливал...

В одиннадцать часов стреляла пушка,
Сигналя с “Петропавловской стены” -
И тут же водкой наполнялась кружка,
Лишь “пользы для и доблести страны”!

“Адмиралтейский полдень” начинался -
Традиция, куда её девать...
Ну, что-то Чижик-Пыжик разболтался -
Пора о чём-то светлом рассказать...

Фасад Адмиралтейства разделялся -
Из трёх частей он значит состоит,
А в центре объём с башней размещался -
У башни этой распрекрасный вид...

Морское восславление России -
Рельефы и скульптура на стенах,
Здесь сам Нептун вручает от стихии
Петру, “Трезубец власти на морях”.

Тут с “Рогом изобилья девица,
Красивая, поскольку это - Русь!
Здесь корабли, “морские небылицы”,
Российский Флаг! Сам видел, я клянусь!

Сегодня Чижик-Пыжик насмотрелся -
Всё что успел, я “прочирикал” вам...
Ну что-то я на “спице” засиделся -
Друзья, пора, похоже, по домам...

 

Адмиралтейская сторона - часть города между Невой и Фонтанкой – один из самых живописных районов Петербурга. Свое название он получил по главной постройке в левобережье Невы – Адмиралтейству. Это вторая по важности и времени строительства крепость в невской дельте (после Петропавловской). Заложен Адмиралтейский двор в ноябре 1704 года, строительство завершили в рекордно короткие сроки, несмотря на то, что строительство крепости вокруг Адмиралтейства потребовало колоссальных усилий - было вбито 2.436 свай для сооружения этой постройки. Но уже в начале 1705 г. на верфи Адмиралтейства заложили первые корабли российского флота.

Строится крепость-верфь по чертежам, подписанным лично Петром. Общее руководство царь возложил на ближайшего друга, генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова.

Адмиралтейство — огромное предприятие, масштабы которого несопоставимы с мануфактурами Москвы в допетровский период: на нужды этого учреждения работало около 10.000 человек. В этот труд были вовлечены не только кораблестроители и моряки, но и множество специалистов смежных профессий: кузнецы, каменщики, ремесленники, выделывавшие корабельные канаты и снасти… На нужды Адмиралтейской верфи работал и Смоляной двор. Велико было разнообразие ведомств, связанных с обслуживанием нужд Адмиралтейства. Так в 1711 году указом Петра был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона», состоявший из семи гобоистов и десяти барабанщиков. Музыка звучала в «викториальные дни», когда отмечались одержанные русским флотом победы. Специальная провиантская контора не только заготавливала провиант для кораблей, уходящих в плавание, но также обеспечивала праздники и банкеты, проходившие в Адмиралтействе при спуске на воду кораблей. С 1720 года по указанию Петра I в Адмиралтействе был оборудован «застенок».

29 апреля 1706 года на воду спустили первый корабль — 18-пушечный «Прам». 15 июня 1712 года спустили 54-пушечную «Полтаву», на ее мачте впервые появился российский военно-морской флаг: белое полотнище с синим косым крестом — Андреевский стяг. Здесь же на Адмиралтействе прошло испытания «потаенное судно» - подводная лодка, которую придумал крестьянин Ефим Никонов.


К 1722 году Россия имела один из сильнейших флотов в Европе. Почти все корабли строились на эллингах петербургского Адмиралтейского двора. В петровское время с его стапелей сошли на воду 262 судна, в том числе 23 линейных корабля. Петр I принимал участие в проектировании судов, а также лично работал на верфи в должности главного мастера «баса», получая жалование.

В башне размещалась Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления флотом). Будучи в Петербурге, Петр I всегда начинал свой рабочий день с визита в Адмиралтейство в 4 или 5 часов утра, присутствовал на заседаниях с адмиралами. Городской фольклор сохранил следующий рассказ: заседания коллегии продолжались с раннего утра до 11 часов, когда звучал выстрел сигнальной пушки со стен Петропавловской крепости. Царь Петр подкреплял себя анисовой водкой, его примеру следовали и адмиралы. Так в петербургском фольклоре появилось присловье: «Адмиралтейский час пробил, пора водку пить», а 11 часов в Петербурге часто называли «Адмиралтейский полдень».

Адмиралтейство перестраивалось несколько раз, но всех его вариантах здание украшала высокая башня со шпилем. Центральную башню и сейчас завершает позолоченный шпиль, поднявшийся на высоту 72 м — одна из самых высоких архитектурных доминант Петербурга. Венчал шпиль кораблик-флюгер (вес 65 кг, на позолоту потрачено 2 кг).


Длина главного фасада Адмиралтейства составляет 415 метров, а каждого из боковых 172 метра. Главный фасад разделен на три части. В центре массивный прямоугольный объем с башней. Скульптура и рельефы, украшающие башню, в аллегорической форме прославляют морское могущество России. Над входной аркой расположен главный рельеф «Заведение флота в России». Бог морей Нептун вручает Петру I трезубец-символ власти над морем. Рядом-Россия в образе молодой женщины с рогом изобилия в руке. Русский флаг реет над волнами, по которым в окружении морских божеств плывут корабли.
Адмиралтейство - яркая архитектурная доминанта в этой части города, отсюда расходятся три главные магистрали так называемый петербургский трезубец – Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица: «Те улицы ведены прямо на Адмиралтейскую спицу, для лучшего вида и красоты».