12 декабря 2023

Промориентация: как петербургские заводы и фабрики работают на развитие туризма

Вечерний Санкт-Петербург | Маргарита Фещенко

И насколько выбранная Россией стратегия схожа с той, что уже несколько лет реализуется по соседству — в Белоруссии?

Промориентация: как петербургские заводы и фабрики работают на развитие туризма

Промышленный туризм в Петербурге набирает массу — массу задач. И, как следствие, привлекает: во-первых — внимание к продукции местных предприятий, во-вторых — инвестиции, в-третьих — кадры.

Как петербургские заводы и фабрики ощущают себя внутри федеральной инициативы по развитию промтуризма? И насколько выбранная Россией стратегия схожа с той, что уже несколько лет реализуется по соседству — в Белоруссии?

Цеховая солидарность

«А иностранных граждан на работу принимаете?» Судя по вопросу, экскурсия на одном из ключевых промышленных объектов Беларуси — БелАЗе — прошла успешно (и потенциально взаимовыгодно). «Иностранными гражданами» — без пяти минут соискателями — оказались россияне.

Проект «БелАЗ — бренд Беларуси» запущен чуть ли не 10 лет назад — в 2015-м. Через четыре года после старта — в 2019-м — предприятие встретило 100-тысячного туриста. К осени 2023-го таких было уже больше 215 тысяч.

Пионер быстро стал флагманом промышленного туризма страны. За ним подтянулись и другие заводы и фабрики. Сегодня, как сообщили «Вечернему Санкт-Петербургу» в министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, уже около 80 предприятий открыли цеха для туристов. Начиная с того самого, своего рода юбилейного для БелАЗа 2019-го по поручению властей страны были утверждены составы групп по развитию разных видов туризма, закреплённых за определёнными министерствами. Ответственным за развитие промышленного туризма был назначен Минпром Белоруссии.

«Определились, что в первую очередь необходимо создать условия для посещения предприятий машиностроения, пищевой, лёгкой промышленности — это та продукция, которой Беларусь славится за рубежом и из-за которой востребована на внутреннем рынке», — рассказала «Вечернему Санкт-Петербургу» Ирина Воронович, директор департамента по туризму министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

А что в России?

Страна подключилась к комплексному развитию промтуризма «где-то между» — одновременно и раньше, и позже коллег-соседей. Но всё по порядку.

Масштабной «точкой отсчёта» для России можно считать 2017-й. Именно тогда был учреждён Совет по развитию промышленного туризма в РФ. Запланировали создать карту объектов промышленного туризма. Сначала общие, затем более детальные описания проекта начали появляться в СМИ.

В перспективе, судя по публикациям, центром промтуризма должен был стать Урал. В контексте говорилось об особом внимании к Нижнему Тагилу. Обсуждалась будущая вовлечённость Арктики и Северного Кавказа.

Но — переносимся в 2023-й и узнаём: лучшей в России стратегией по развитию туристических маршрутов с включением промышленных предприятий была признана стратегия Петербурга. Во главе победной идеи — создание судостроительного маршрута. Неудивительно: как рассказали «Вечернему Санкт-Петербургу» в Городском туристско-информационном бюро, почти 50% опрошенных жителей и гостей Петербурга — потенциальных промтуристов — сообщили, что Северная столица ассоциируется у них прежде всего с судостроительной отраслью. 82% иногородних респондентов подтвердили интерес к судостроительным предприятиям и готовность посетить их — если, конечно, в Петербурге появится такая возможность.

Но кто определил, что Северная столица — один из новых ожидаемых лидеров промтуризма в России? Диплом победителя был вручён городу на торжественной церемонии подведения итогов акселератора «Открытая промышленность», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с РАНХиГС и при поддержке Минпромторга России. Запуск акселерационной программы пришёлся на «пост-ковидный» 2021-й. И, пожалуй, именно это событие стало хоть и не начальной, но определённо переломной и пока самой значительной точкой в развитии промышленного туризма в стране.

Коммерция не по инерции

Уже упомянутый акселератор — всероссийский и не «моментальный»: обучение в нём идёт размеренно, по потокам. В Городском туристско-информационном бюро уточняют: на сегодня в Петербурге — уже три выпуска предприятий-участников акселератора. В сумме выпускников — заводов и фабрик — набралось 30 за два года. В каждом из потоков определились лидеры — их экскурсии оказались самыми востребованными. В первом — предприятие «ОДК-Климов», во втором — «Дагвино» и «Ленигрушка», в третьем — «Силовые машины».

Пока общий охват петербургских «прогулок по заводам» — около 50 тысяч посетителей в год, которые, по словам Городского туристско-информационного бюро, посетили предприятия с двумя целями — туризм и профориентация.

Вернуться ко второму — профориентации — ещё успеем. Первое же — туризм — интересует как самих петербуржцев (зачастую подуставших от парадного города), так и гостей Северной столицы, которые совершают сюда не первый визит (и парадный город тоже более-менее изучили).

Но какую пользу программа развития промышленного туризма даёт самим заводам и фабрикам?

«Не будем лукавить: у предприятий, которые организуют на своей территории экскурсии, есть коммерческий интерес. Но ещё мы привлекаем внимание к общекультурному контексту. Ведь ёлочные игрушки бережно хранятся в семьях, передаются из поколения в поколение, становятся одним из главных символов, возможно, самого любимого праздника в нашей стране — Нового года», — говорят на фабрике «Ленигрушка», которая производит ёлочные украшения.

Экскурсии на фабрике проводятся в новогодний период — с 15 ноября по 15 января. За пару месяцев «Ленигрушку» успевают посетить от 5 до 15 тыс. человек.

Про общекультурный контекст говорит другой участник программы — Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), который в 2022-м принял больше 6 тысяч экскурсантов и 2,5 тысячи участников мастер-класса по росписи фарфора. Впрочем, здесь отмечают и другой важный аспект — привлечение внимания к своей продукции.

«Для ИФЗ промышленный туризм — это способ привить горожанам и гостям Санкт-Петербурга любовь к фарфору. Когда гости видят, как рождаются фарфоровые шедевры, они начинают по-особому ценить нашу продукцию. Экскурсии на ИФЗ интересны и взрослым, и детям. Также завод часто посещают официальные делегации и участники различных форумов», — делится опытом с «Вечерним Санкт-Петербургом» Татьяна Тылевич, генеральный директор ИФЗ.

Выходит, что так на предприятия может упасть взгляд тех, кто раньше на них не «засматривался» — в том числе потенциальных инвесторов. Хотя — не только их. Здесь своим опытом делится уже Петродворцовый часовой завод «Ракета»:

«Нужно отметить, что “Ракета” — одна из немногих часовых мануфактур в мире, которая изготавливает все детали механизма внутри предприятия, включая спираль баланса — сердце механических часов. Большая редкость для подобных мануфактур, чтобы все желающие могли увидеть процесс производства. Это, например, очень ценят часовые блогеры, журналисты и коллекционеры, в том числе из-за рубежа».

Итого среди преимуществ промышленного туризма для самих предприятий — и коммерческий интерес, и работа над продвижением продукции через прикладное «объяснение» культурных феноменов, и привлечение новых «аудиторий».

А как же профориентация?

Заводи завод

Идея профориентации детей и молодёжи через ясные и «вовлекающие» истории о предприятиях, конечно, не нова. Причём настолько, что теперь перенестись придётся в XIX век — 1871 год. Именно тогда вышла книга «Рассказы о фабриках и заводах» инженера-технолога Карла Вебера. Книга эта — детская и, описывая современным языком, научно-популярная.

Внутри — рассказы о производстве мыла, стекла, кирпичей, спичек… Заканчивается книга, правда, главой «Вино и мёд». В финальных фразах Вебер поясняет: «Кроме этих напитков делают ещё много других». А затем добавляет: «Но мы можем быть довольны: у нас есть — вино, пиво, мёд».

Чего уж (и тут мы снова делаем «рывок» во времени) говорить об СССР: там «заводская» профориентация была буквально поставлена на поток.

Изучая изменения образовательной политики СССР середины 1960-х, исследователи Елена Макеева, Инна Макеева и Елена Логинова ёмко формулируют основные принципы профориентации советских школьников: «Получаемые на уроках политехнические знания закреплялись в процессе учебных экскурсий на промышленные предприятия. Тематика таких экскурсий, как правило, связывалась с содержанием изучаемого материала. Например, при рассмотрении темы “Применение сжиженных газов” учащиеся совершали экскурсию в кислородный цех завода “Полимермаш”, в котором им показывали основы технологии получения сжиженного кислорода и его применение в цехе горячей ковки».

В министерстве спорта и туризма Беларуси отметили, что уважительно относятся к советскому наследию, и промышленный туризм здесь действительно стал не только познавательной, но и профориентационной практикой. «Наши школьники обязательно посещают производства. Так молодые люди понимают, как рождаются машина, трактор или комбайн, что производства могут предложить достойные условия труда и оплату. Это весьма полезно и для руководства заводов с точки зрения того, кого они получат завтра в качестве работников, и где они их будут искать», — отмечает Ирина Воронович.

Тут уместно снова вспомнить экскурсии на БелАЗ в городе Жодино Минской области, на одной из которых удалось побывать автору «ВП». В этом случае речь как раз о познавательном, а не о полноценном профориентационном туризме, но даже он, по всей видимости, способен привлекать потенциальные кадры. Действительно, здесь, с одной стороны, не стесняются говорить о прагматичном — средней зарплате в 2250 белорусских рублей. С другой, открыто демонстрировать элементы корпоративных культуры и стиля: брендированное, а не «безымянное» здесь буквально всё — даже бумажные стаканчики у кулеров для воды.

Отсюда — «плоды» даже среди взрослых посетителей. Чего уж говорить о вчерашних школьниках, для которых всё происходящее — в новинку.

Есть ли подобные кейсы в Петербурге, где одной из целей промтуризма также заявлено привлечение кадров вместе с профориентацией молодёжи? Тут важно понимать, что тот же БелАЗ, как мы уже писали выше, начал принимать гостей ещё в 2015-м, а многие другие заводы и фабрики в Беларуси — ещё до пандемии. А вот петербургские предприятия в большинстве своём, комплексно — только к 2021-му и даже позже. О результатах говорить попросту рано. Как минимум стоит подождать, пока будущие молодые соискатели обучатся выбранному делу. Особенно если речь — о специфичных заводах и фабриках.

«Пока не было случаев, чтобы после экскурсий к нам приходили трудоустраиваться — хотя, конечно, мы бы были только рады. Но всё же у нас — узкая специализация. Не так много людей имеют художественное образование, опыт работы со стеклом и сферическими поверхностями. Поэтому мастеров собираем сами, по крупицам — как алмазы», — делятся опытом на фабрике «Ленигрушка».

Результат «промориентации» не может быть скорым ещё и потому, что в этом процессе немало акторов.

«Это комплексная работа. Ей занимаются не только отдельные предприятия, но и комитет по развитию туризма, комитет по промышленной политике, инновациям и торговле, подключается комитет по образованию. Когда речь о межведомственности, всегда сложнее», — обращает внимание Ирина Иванова, председатель комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и предпринимательству.

И всё же и познавательно-развлекательное, и профориентационное ответвления промтуризма подводят к единой точке.

«Можно сказать, что в глобальном смысле это должно изменить образ индустриального предприятия в массовом сознании», — подводят итог на часовом заводе «Ракета».

Для Петербурга направление промышленного туризма — пока не константа. Процесс развития и «нащупывания» в этой области динамичен. Поэтому на сайте Городского туристско-информационного бюро материалы о доступных для посещения предприятиях не статичны — данные добавляются, а список доступных «заводских» экскурсий постепенно растёт.


Вечерний Санкт-Петербург