Петербургская индустрия гостеприимства готовится к приему китайских туристов
В «Невской Ратуше» прошла рабочая встреча, посвященная практическим вопросам развития российско-китайского туризма. В мероприятии, организованном аэропортом Пулково при содействии Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга, приняли участие представители туристской отрасли и индустрии гостеприимства Северной столицы.
Перед участниками выступил заместитель Генерального консула Китайской Народной Республики в Санкт‑Петербурге г-н Чжан Сяоцин. Он выразил убежденность, что сотрудничество в области туризма является неотъемлемой частью развития российско-китайских гуманитарных отношений и сообщил об активной работе, которая ведется руководителями наших стран для возобновления двустороннего безвизового группового туристского обмена.
Начальник отдела региональных и международных проектов Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Юлия Зайкова отметила, что до пандемии туристский поток из Китая в Санкт‑Петербург ежегодно увеличивался. В 2019 году наш город принял порядка 1 миллиона китайских гостей, в их числе около 300 тысяч – в рамках Межправительственного соглашения между Россией и Китаем о безвизовом обмене.
«В настоящее время Петербург активно готовится к приему китайских туристов: прорабатываются варианты коллективного размещения, вопросы организации питания. В отелях готовятся дополнительные инструкции и указатели на китайском языке. Сфера гостеприимства Северной столицы достаточно диверсифицирована, чтобы удовлетворить запросы современных путешественников. Речь идет не только о культурно-познавательном туризме, но и о других направлениях: промышленном, оздоровительном, медицинском, событийном, экологическом, гастрономическом. Классические экскурсионные программы могут быть дополнены и построены с учетом предложений в этих сферах, а также с включением точек притяжения новой культурной и туристской географии Петербурга», – подчеркнула Юлия Зайкова.
Она также сообщила, что в рамках комплексной информационной компании «Добро пожаловать в Петербург!», которую ведет Комитет по развитию туризма совместно с Городским туристско-информационным бюро, Конгресс-бюро и представителями сферы гостеприимства, в 2023 году в китайских мегаполисах: Пекине, Шанхае, Шэнчжэне – пройдет серия деловых презентаций туристских предложений Петербурга в формате роуд-шоу. Также планируется участие Северной столицы в крупных профильных выставках в Гонконге, Пекине, Гуанчжоу. Там будет представлен и совместный проект Петербурга и Москвы «Два города – миллион впечатлений», предлагающий за одну поездку увидеть достопримечательности обоих мегаполисов.
Ольга Зубова, руководитель по работе с ключевыми клиентами компании «Воздушные Ворота Северной столицы», управляющей аэропортом Пулково, отметила, что до карантинных ограничений 79% китайских гостей прибывали в аэропорт Пулково в рамках безвизового группового туризма. До 80% за поездку посещали два города – Москву и Петербург, совершая передвижения по России внутренними рейсами и по железной дороге. Сейчас Пулково работает над развитием маршрутной сети прямых авиарейсов между Северной столицей и китайскими городами.
«До пандемии пассажиропоток между Санкт‑Петербургом и пунктами Китая прирастал в среднем на 41% в год. У нас активно развивалась маршрутная сеть – мы начинали с одного Пекина и к 2019 году вышли на уровень 13 китайских направлений, и это был не предел. Нет сомнений, что туристский поток восстановится, на это потребуется, вероятно, три-четыре года. На текущий момент авиасообщение с Петербургом уже восстановили две авиакомпании», – сообщила Ольга Зубова.
Помочь освоить новые, эффективные методы работы с китайскими гостями призван Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства, который действует в Санкт‑Петербурге с 2022 года. О программах, направленных на совершенствование управления в этой отрасли в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», рассказала исполняющая обязанности генерального директора Центра Елена Васильева.
«Новые исследования и разработки Центра ориентированы на обучение специалистов турбизнеса работе с восточными и азиатскими туристами. В числе запускаемых в скором времени курсов – созданная совместно с расположенным в Гонконге университетом Линнань и Китайским центром Санкт‑Петербургского государственного экономического университета программа “Китай-friendly”. Она нацелена прежде всего на быструю подготовку гидов-групповодов, в том числе на территориях музеев. Программа также включает в себя технологии организации сервиса, основанные на культуре повседневности современного Китая. Этот краткосрочный учебный курс в целом призван помочь выстроить отношения с китайскими туристами, например, научиться правильно размещать ориентирующие знаки в туристских пространствах», – прокомментировала Елена Васильева.
Председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты Санкт‑Петербурга Александр Мусихин в свою очередь согласился с важностью подготовки кадров, хорошо понимающих китайский менталитет. Он заметил, что Россия вошла в число двадцати стран, куда в феврале 2023 года получили возможность выезжать китайские путешественники, и подчеркнул, что в этом списке только два европейских государства – Венгрия и Швейцария.
«У России в целом и у Петербурга в частности есть неплохой шанс вырваться на первое место в плане сити-туров и экскурсионных маршрутов», – отметил спикер. Он напомнил, что китайцы в основном – организованные и дисциплинированные путешественники, которые предпочитают семейный туризм и отдых в парах, выбирают пакетные туры, сбалансированные экскурсионные предложения.
Эксперты сошлись во мнении, что аудитория туристов из Китая, которые сегодня планируют поездки в Россию, расширяется и включает больше молодых людей, желающих увидеть в путешествии что-то особенное и эксклюзивное. Спектр их запросов увеличивается. Так, например, в Петербурге китайские гости, помимо посещения знаковых достопримечательностей, все чаще интересуются событийным туризмом. В частности, возможностью посетить ледовое шоу, хоккейный или футбольный матч. Перспективным, по мнению участников встречи, является продвижение свадебного туризма. Важной составляющей тура для китайцев также остаются шоппинг и гастрономия.