Святые места Васильевского острова
Васильевский остров по праву считается самым морским в Санкт-Петербурге, поскольку имеет целых два морских порта в районе Гавани. И, хотя город изначально задумывался стать подобным городам Европы, он хранил свое православное великолепие на протяжении всей истории.
Васильевский остров не отстает по количеству церквей и храмов различных конфессий на своей территории. Все они так или иначе связаны с морской тематикой, потому что находились в непосредственной близости мест стоянок военных кораблей и торговых судов. Маршрут «Святые места Васильевского острова» покажет и расскажет о самых значимых объектах с богатой историей и наследием для будущих поколений.
Санкт-Петербургская местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины».
Ранее между Кадетской линией и Тучковым переулком находилась деревянная Троицкая церковь Кабардинского полка. Позже здесь располагались Астраханский драгунский и Кексгольмский полки. Для них на месте Троицкой церкви возвели Никольский храм, также деревянный. Особо почитаемой иконой этого храма у солдат и офицеров была икона Святой Екатерины. Церковь стали часто называть именно этим именем.
В 1773 году церковь переосвятили в честь Святой Екатерины. Она стала принадлежать Кексгольмскому полку.
В 1809 году церковь Святой Великомученицы Екатерины сгорела. Погибла вся церковная утварь, но икону Святой Екатерины удалось спасти. Прихожане начали собирать деньги на новый храм.
В 1811 году архитектором Андреем Алексеевичем Михайловым II-м был составлен проект каменного церковного здания. Освящение храма состоялось 24 ноября 1823 года. Это здание стало самой заметной работой архитектора Михайлова II-го. Оно выделяется среди других построек Васильевского острова, купол церкви виден далеко за его пределами. Церковь Святой Великомученицы Екатерины играла важную роль в жизни василеостровцев. Основными прихожанами церкви Святой Великомученицы Екатерины были рабочие биржи и порта, располагавшийся рядом – на набережной Макарова у стрелки Васильевского острова. Её посещали купцы, торговые служащие, учёные, художники, чиновники, военные, ремесленники.
6-я и 7я линии Васильевского острова
Памятник представляет собой четырёхгранный обелиск (высота 8 м) на высоком профилированном постаменте и ступенчатом цоколе из серого полированного и кованого гранита.
Обелиск увенчан изображением орденского знака Андрея Первозванного: косой крест, на одной стороне которого распятый Апостол, на другой — двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. Грани обелиска декорированы инкрустированными косыми Андреевскими крестами. С четырёх сторон постамента укреплены накладные бронзовые доски с текстами.
Надписи: текст досок литыми знаками (на двух первых досках в дореволюционной орфографии). Общеизвестно, что орден Андрея Первозванного был учреждён в 1698 году и 10 марта 1699 года его первым кавалером стал Ф.А. Головин. Орденом награждались лица за военные подвиги и государственную службу. Девиз ордена: «За веру и верность».
При жизни Петра высшей государственной награды России было удостоено тридцать восемь человек, причём двое — гетман И.С. Мазепа (второй по счёту награждённый) и французский инженер Ж.Г. Ламбер де Герен — были позднее лишены этого ордена. Сам Пётр I и князь А.Д. Меншиков получили в 1703 году седьмой и восьмой по счёту ордена за взятие двух шведских судов в устье р. Екатерингофки.
Появление на постаменте обелиска нелепых цитат объясняется тем, что при своём учреждении орден не имел разработанного статуса. Первый проект такого статуса Пётр I разрабатывал в 1720 году, однако он не был утверждён и опубликован. Официальный статус орден получил только при Павле I в цитируемом на памятнике Установлении о Российских императорских орденах 1797 года. Обелиск рядом с Андреевским собором проектировался как элемент декоративно-художественного оформления пешеходной зоны, в которую с 1996 года были превращены 6-я и 7-я линии Васильевского острова.
Бульвар между линиями стал называться Андреевским. Проект пешеходной зоны был разработан в архитектурной мастерской «КРОМ» (арх. А.А. Казанков и Ю.В. Ситников). Открытие пешеходной зоны одновременно с обелиском состоялось 8 июня 2001 года.
В текстах надписей на обелиске имеются две существенные ошибки. Обелиск был открыт вместе с пешеходной улицей на 6-7-й линиях 8 июня, а не 27 мая (как поспешили указать на памятнике). Обелиск открыт через 302 года после учреждения ордена Андрея Первозванного, но в первой же надписи на нем указана неправильная дата учреждения ордена – 1720 г., что противоречит самому смыслу памятника. Таким образом, этот памятник представляет редкий пример искажения даты того события, в память которого поставлен, а также неверно указывает дату собственного открытия.
6-я линия В. О., 11
Андреевский собор был построен в 1728 году и числился церковью во имя Андрея Первозванного до 1744 года.
В 1728 году на Васильевском острове, на пересечении Большого проспекта и 6 линии, был выделен земельный участок, на котором возвели деревянную церковь. Предполагаемым автором проекта был Д.А. Трезини. Церковь была освящена во имя Святого Апостола Андрея Первозванного в 1732 году и предназначалась для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена. В 1744 году церковь получила статус собора.
На торжественных богослужениях в церковь приходили члены царской семьи, многие известные личности того времени. В их числе М. Ломоносов и В. Тредиаковский. С 1740 по 1745 годы рядом строится другая церковь по проекту Дж. Трезини. Освящение состоялось в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских. Помещения церкви Трёх Святителей использовались в основном для ризницы Андреевского собора, церковной библиотеки и архива.
4 июля 1761 года деревянный храм сгорел во время грозы. 18 июля 1764 года был заложен новый храм под руководством А. Виста. Именно он сохранился до наших дней. Строительство было завершено к 1780 году. Открывшийся храм стал центром кавалеров ордена святого Апостола Андрея Первозванного. В 1786 году была построена колокольня, а в 1790 году – часовня. В 1797 году над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, которого несут два ангела.
Во второй половине XIX века при храме начало действовать «Общество вспоможения бедным», со временем ставшее крупнейшим в России приходским благотворительным обществом.
После революции храм пришёл в упадок, затем был разграблен и закрыт. Здание использовали как склад.
В 1928 году с колокольни сняли колокола, передали их в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили. В дальнейшем здание арендовали различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны пострадали фасады, крыша, иконостас, интерьер. В 1992 году храм был отреставрирован и возвращен верующим. Также была возвращена и церковь Трех святителей. До наших дней в соборе сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе.
В 1995-1996 годах на купола храма установлены позолоченные кресты. В 2001 году в честь 300-летия учреждения ордена Андрея Первозванного перед храмом был установлен обелиск. В 2007 году в сквере у храма был открыт бюст Ф.А. Головина.
Богослужения в церкви проводятся каждый день.
6-я линия Васильевского острова, 11Б
Церковь Трёх Святителей была заложена на 6-й линии Васильевского острова 2 июля 1740 года, по проекту архитектора Джузеппе Трезини.
Это одна из самых старых каменных церквей Санкт-Петербурга. Изначально она принадлежала находящемуся рядом Андреевскому собору. Он тогда ещё был деревянным, требовалось тёплое помещение для зимних служб. Восточная часть построенного храма венчалась куполом со шпилем, над трапезной была установлена колокольня также с куполом и шпилем. Церковь была освящёна в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1916 году, когда в Санкт-Петербурге грузинская диаспора насчитывала около 6 000 человек, церковь была отдана грузинскому приходу. Здесь впервые в Санкт-Петербурге прошли богослужения на грузинском языке.
Кроме того, при церкви хоронили знатных грузин. До сих пор на стене сохранена надпись на грузинском и русском языках: «На сем месте погребена грузинского полку господина майора князя Эдишера Потальевича Амилахвари супруга его Гука Нодаровна, которой от рождения 37 лет, а преставилась в нынешнем 1745 г. месяца марта 28 числа».
После революции приход был закрыт и в здании разместили трикотажную фабрику.
7-я линия Васильевского острова, 68
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена неизвестным архитектором в 1750-1765 годах. Есть основания предполагать, что автором храма был Джузеппе Трезини, племянник знаменитого архитектора эпохи Петра I Доменико Трезини, однако это всего лишь одна из гипотез Инициатором возведения церкви стал известный петербургский купец Иродион Чиркин, он же и финансировал свой проект. Храм, напоминающий русские церкви XVII века, был разделен на два этажа: в верхнем находилась так называемая «холодная» церковь, а в нижнем — «теплая», с предусмотренной в ней отопительной системой.
Церковь украшают пять луковичных главок-куполов. Современные исследователи приходят к выводу, что церковь Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным памятником русского зодчества XVIII века, так как в ее архитектуре соединены черты допетровского русского зодчества и раннего петербургского барокко. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примечательна тем, что является самым большим в Петербурге храмом по числу престолов (в ней их семь). Колокольня церкви – самая высокая на Васильевском острове: ее высота — 42 метра, а размер венчающего колокольню креста достигает 4 метров.
Благовещенская церковь долгое время считалась одной из самых посещаемых в Санкт-Петербурге. Она служила также приходским храмом Академии наук, а на кладбище, устроенном возле церкви в XVIII веке, были похоронены многие видные ученые, среди которых – изобретатель токарного станка А. Нартов, географ-исследователь Камчатки С. Крашенинников и многие другие. В числе почитаемых святынь храма был крест с частицей камня Гроба Господня и с 18 частицами Святых угодников Божьих, а также Крест на иконе Благовещения с шестью частицами Святых мощей. Однако эти реликвии исчезли из церкви после Октябрьской революции, во время печально известной кампании по изъятию церковных ценностей. В 1935 году церковь Благовещения была закрыта. Храм сильно пострадал от бомбежек во время Второй мировой войны: одна из внутренних капитальных стен здания дала трещину. Однако после окончания войны никаких попыток восстановить полуразрушенную церковь не предпринималось.
Лишь в 1992 году, когда храм был возвращен верующим, здание получило статус памятника архитектуры республиканского значения, и в нем начались реставрационные работы.
Камская ул., 24
Действующая православная часовня в Петербурге, которая находится на месте погребения святой блаженной Ксении Петербургской.
Блаженная Ксения тайно помогала людям, попавшим в беду, имела пророческий дар и считалась скорой помощницей в земных страданиях. В 1988 году Поместный собор Русской Православной церкви канонизировал Ксению за святость жизни, глубокую любовь к страждущим и за чудеса, совершающиеся до настоящего дня по молитвам Блаженной.
На её могиле насыпали земляной холмик. Люди, почитавшие Ксению, верили в чудодейственную силу земли с её могилы и брали по горстке с собой. Холмик насыпали много раз и каждый раз его разносили. Позже на месте холмика положили каменную плиту, которую люди также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIX века над могилой построили маленькую часовенку. В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была возведена обширная каменная часовня в псевдорусском стиле.
В сентябре 1940 года часовню закрыли вместе со Смоленской церковью. Тогда же было принято решение снести часовню, однако оно было позже отменено. Во время Блокады Ленинграда в часовне находился склад тары из-под горючих жидкостей. В те годы было утеряно большое количество церковных ценностей.
В 1947 году часовня была открыта и, после ремонта 1 февраля 1947 г., освящена настоятелем Смоленской церкви протоиереем Василием Раевским. По решению властей 18 ноября 1962 года она была снова закрыта и отдана под скульптурную мастерскую.
Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).