«Маленькая Германия» | Немецкий Петербург
По приглашению Петра I для устройства «Северного Парадиза» на берега Невы приезжает целая плеяда талантливых выходцев из Германии. Среди них были не только архитекторы, скульпторы, художники и учёные, но и простые ремесленники, аптекари, булочники, пивовары и сапожники. Все они образовали немецкую общину, ставшую впоследствии самой обширной из всех иностранных общин Санкт-Петербурга. Естественно, правительство всячески благоволило к образовавшейся посреди новой русской столицы «маленькой Германии». Так, петербургским немцам предоставили права исповедовать свою религию, соблюдать национальные обычаи и традиции, создавать школы и, наконец, выпускать издания на родном для них языке.
Маршрут:
Румянцевская площадь – Академия художеств – Памятник П.К. Клодту – улица Репина.
•Румянцевская площадь
Первое название Румянцева площадь известно с 1828 года, по установленному на площади памятнику-обелиску генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву. С 1836 года носит название Румянцевская площадь.
С 22 февраля 1939 года по май 2001 года носила название площадь Шевченко, в честь Т. Г. Шевченко, украинского поэта и художника, в связи с тем, что он жил и работал в Академии Художеств, здание которой выходит на площадь. 21 мая 2001 года площади возвращено историческое название.
В сквере Бюст Василия Сурикова, бюст Ильи Репина.
•Академия Художеств
Университетская наб., 17
Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи.
Академия художеств, или «Академия трех знатнейших художеств» (то есть — живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.
В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.
Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма XVIII века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной.
Среди прославленных выпускников Академии — художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко.
Не многие знают, что практически одновременно с Академией художеств был основан и музей, который сегодня является одним из старейших художественных музеев России. Первоначально музей выполнял учебные функции - в нем хранились работы лучших учеников Академии, а также образцы высокого искусства, которые можно и должно было изучать и копировать. Очень скоро коллекция музея превратилась в одно из лучших художественных собраний в стране.
В настоящее время экспозиция научно-исследовательского музея Российской академии художеств располагается в залах на трех этажах так называемого «циркуля» — центрального внутреннего двора круглой формы. На первом этаже находится отдел слепков, на втором — собрание живописи русской академической школы. Отдел архитектуры, в котором представлены уникальные проектные модели 18-19 веков, располагается на третьем этаже «циркуля». Среди экспонатов — модели зданий Смольного монастыря, Академии художеств, Биржи, Исаакиевского собора и многих других памятников Северной столицы.
•Памятник скульптору Клодту