Голландцы в Петербурге
Петербург времен Петра I во многом был похож на Амстердам, а голландские образы прослеживались как в архитектуре, так и в повседневной жизни горожан
Петербург — удивительный город, в истории и культуре которого можно найти следы влияния многих наций. Но голландский след, пожалуй, самый таинственный. Петровский Петербург строился по образу и подобию Амстердама и заимствовал голландские образцы в широчайшем ряду своих проявлений от архитектуры, культуры, особенностей быта, национальной кухни до курения табака. Но уже через 100 лет все это обилие голландских отголосков скрыла волна новых культурных влияний и лишь отдельные островки, вроде здания Новой Голландии напоминают петербуржцам о них.
Голландцы, прежде всего выходцы из городка Фризенвейн, продолжали жить и торговать в Петербурге, но их община никогда не была значительной. Последние петербургские голландцы покинули Россию в 1920 году.
•Музей «Домик Петра I»
Петровская наб., 6
Старейшее из сооружений Санкт-Петербурга. Ранее именовался «Первоначальным Дворцом».
Домик Петра I — уникальный памятник города. Он был построен в первые дни после закладки Петербурга на месте, указанном Петром I. Деревянные стены домика покрыты росписью, имитирующей кирпичную кладку и прорезаны растянутыми по горизонтали окнами с мелкой расстекловкой. Высокая четырехскатная крыша крыта гонтом — деревянными дощечками. Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого дворца Петра. В 1723 г. над Домиком возвели защитную галерею на столбах. Существующий ныне футляр был построен архитектором Р.И. Кузьминым в 1844 г. В 1930 г. Домик был превращен в мемориальный музей. В 2003 г. Домик Петра I вошел в музейный комплекс Государственного Русского музея.
В настоящее время в нем экспонируются мемориальные вещи Петра Великого: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок А.Д.Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву.
•Петропавловский собор
Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом.
Памятник архитектуры петровского барокко. Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Д. Трезини заняло 20 лет — с 1712 по 1732 год. До 2012 года собор высотой 122,5 м. был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга.
С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в усыпальницу российских правителей. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI.
•Летний сад
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Петр I желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европейских монархов. Для его украшения им были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века.
В связи с устройством набережной Невы в 1784 году вдоль северной стороны сада была создана Невская ограда Летнего сада по проекту архитектора Ю.Фельтена. Ограда Летнего сада — одно из лучших произведений классицизма, архитектурный шедевр с мировой известностью. Впечатляющая монументальность удивительно соединяется в ней с легкостью, простотой и изяществом.
•Большой Гостиный двор
Невский пр., 35
Это настоящий торговый город, откуда трудно уйти без покупки.
Предтечей этого гостиного двора стал Гостиный двор у Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.
Большой Гостиный двор - памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом — центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX века — универмаг. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Находится под охраной ЮНЕСКО. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, занимает квартал между Невским проспектом (дом номер 35), Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. В здание выходит вестибюль станции метро «Гостиный двор».
Торговые помещения гостиного двора составляют 13 тысяч м², при этом площадь всего комплекса зданий универмага — 78 тысяч м². Гостиные дворы в Санкт-Петербурге существовали практически с момента создания города и играли серьёзную роль в обеспечении жизнедеятельности столицы.
•Голландская реформатская церковь
Невский пр., 20
Голландская церковь была закрыта в 1927 году, здание национализировали.
Бывший храм голландской реформатской церкви, построенный в 1834-1839 годах по проекту архитектора П. П. Жако в стиле русский классицизм. Церковь освящена в 1834 году. На этой церемонии присутствовали принц Оранский с сыном (будущие короли Нидерландов Вильгельм II и Вильгельм III). Церковь со стороны Невского пр. выделена четырехколонным портиком коринфского ордера.Фронтон здания Голландской реформатской церкви украшает горельеф с изображением ангелов, которые держат раскрытую библию. Голландская церковь была закрыта в 1927 году, здание национализировали.
Для строящейся Голландской реформатской церкви был в 1830-х гг. мастером Фридрихом был изготовлен церковный орган. В 1891 году эта же община Голландской Реформатской церкви заказала новый орган у фирмы «Э. Ф. Валькер». Это был немецкий романтический орган. При установке нового инструмента фирма «Валькер» использовала фасад старого органа Фридриха. Этот фасад был создан при участии архитектора П. Жако. После закрытия церкви орган был перенесен в концертный зал Капеллы. Фасад органа является старейшим из сохранившихся в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства.
После закрытия церкви в 1927 г. её помещения передавались различным организациям. Здесь размещались театры, библиотека, кафе, торговые организации. Многие годы работал книжный магазин «Дом военной книги». В настоящее время в здании находится филиал Библиотеки им. Маяковского — Библиотечно-информационный и культурный центр искусства и музыки (БИКЦИМ).
•Памятник «Царь-плотник»
Адмиралтейская наб., 6
Интересно, что созданная скульпторам композиция была установлена в Санкт-Петербурге, а ее копия была подарена Голландии, где уже в 1911 году заняла свое место на центральной площади Заандама
В июне 1910 года на Адмиралтейской набережной Петербурга открыли памятник Петру Первому работы известного скульптора того времени Леопольда Адольфовича Бернштама.
В молодости Петр Великий изучал мастерство кораблестроение в голландском городе - Заандаме. Именно этот момент из жизни царя и запечатлел автор изваяния. Интересно, что созданная скульпторам композиция была установлена в Санкт-Петербурге, а ее копия была подарена Голландии, где уже в 1911 году заняла свое место на центральной площади Заандама.
Однако в Северной столице памятник простоял совсем недолго: уже в январе 1919 года молодая советская власть посчитала его «антихудожественным» и «уродливым» и отправила на переплавку. Но при этом сподвижники Октябрьской революции забыли о еще одной копии изваяния, которая находилась в Летнем саду. Правда, вскоре пришел и ее черед: постоянные нападки представителей «свободной прессы» и нелестные отзывы городских путеводителей (в одном из них монумент охарактеризован как яркий образец «лживого идеализма», «мещанства» и даже «сюсюкающего патриотизма») не могли пройти бесследно — в 1934 году и этот монумент постигла плачевная участь предшественника.
Чем так уж не угодил Царь-плотник большевистскому режиму понять довольно сложно, однако благодаря голландцам, которые не поддались нападкам представителей советской власти и сохранили изваяние, нынешнее поколение не утратило возможность лицезреть рукотворный образ Петра Первого работы скульптора Л. Бернштама.
С копии, все эти годы благополучно стоявшей в городе Заандаме, была снята еще одна, которую лишь в 90-е годы прошлого столетия доставили на родину, где к трехсотлетнему юбилею Российского флота, 7 сентября 1996 года, после многолетнего перерыва, монумент наконец-то водрузили на его законное место на Адмиралтейской набережной.
На установке памятника Петру Первому присутствовали высокопоставленные гости, среди которых были и наследник престола Нидерландов, принц Оранский.
•Новая Голландия
Наб. Адмиралтейского канала, 2
Авторство названия острова приписывают самому Петру I.
«Новая Голландия» — это два рукотворных острова в дельте Невы, которые возникли в результате того, что в 1719 году между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский.
Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру I. Оно было самым подходящим, поскольку первоначально "Голландией" в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После появления двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил свое название.
Также Новая Голландия ― это первый военный порт России, который был основан по указу Петра 21 сентября 1721 года. Этот остров является уникальным памятником промышленной архитектуры раннего классицизма, его площадь составляет 7,8 га.
В 1732 Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные.
Три столетия Новая Голландия была одним из самых загадочных островов Петербурга — просто потому, что попасть туда «простым смертным» было никак невозможно. То здесь размещались военные склады, то тюрьмы, то еще какие-нибудь секретные объекты, а в последние несколько лет — бесконечная замороженная стройка; все это время стены и воды каналов надежно защищали остров от любопытных глаз. Поэтому 16 июня 2012 года — день, когда остров впервые за триста лет открыли для горожан — можно считать датой исторической. По крайней мере, в масштабах истории острова.