#Назад
#
О событии
Возрастное ограничение 6+
Организатор
СПбГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Архитектор Александр Никольский. К 140-летию со дня рождения

#

с 18.05.2024 по 31.08.2024

#

Петропавловская крепость


Выставка рассказывает об этапах творческого пути выдающегося российского архитектора, художника, теоретика архитектуры, профессора Александра Сергеевича Никольского (1884—1953). В экспозиции будут представлены архитектурные чертежи, рисунки, фотографии, документы, макеты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также из коллекций Российской национальной библиотеки, Музея Академии художеств, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Александр Сергеевич Никольский родился 1 апреля 1884 года в Саратове в семье земского врача. Двенадцатилетним мальчиком поступил в Третье реальное училище Петербурга. С 1902 по 1912 год обучался Институте гражданских инженеров (ИГИ). Затем работал ассистентом директора института архитектора В. А. Косякова.

С первых лет советской власти активно включился в архитектурную жизнь города. Работал над проектами инфраструктурных объектов в области железнодорожного строительства, участвовал в архитектурных конкурсах. Стремление зодчего к обновлению архитектурного языка, желание уйти от подражательности в архитектуре было созвучно веяниям времени.

В 1923 году, будучи преподавателем ИГИ, Никольский организовал архитектурную творческую мастерскую, в состав которой вошли его ученики и студенты. Интерес к идеям зарождавшегося архитектурного авангарда сблизил членов мастерской Никольского с движением конструктивистов — с Обществом современных архитекторов (ОСА). В 1926 году Никольский и члены его мастерской были приняты в ОСА. Никольский установил тесные связи с художниками-супрематистами во главе К. С. Малевичем, являвшимся членом ОСА. В 1926-1930 годах формируется оригинальная творческая школа архитектора, сегодня называемая исследователями «супрематическим конструктивизмом», а сам мастер становится общепризнанным лидером ленинградского архитектурного авангарда. Многое из созданного в этот период осталось на бумаге. До нашего времени дошло два жилых массива для рабочих Нарвской заставы на Тракторной улице (Крыловский участок) и улице Белоусова (Серафимовский участок). Новаторские конструктивистские идеи Никольского, звучащие в этих работах весьма приглушенно, получают яркое развитие в реализованных проектах Школы им. 10-летия Октября (1925–1927) на пр. Стачек и школы в Лесном (1928–1930), бань: «Гигант» на Ушаковской улице (ул. Зои Космодемьянской, 1928–1930) и Круглой бани в Лесном (пл. Мужества, 1927–1930). Из трёх стадионов, спроектированных и построенных в конце 1920-начале 1930 годов, имевших ярко выраженное авангардистское звучание, сохранился лишь один — «Красный химик» (или «Красный треугольник», 1929–1932).

В 1930 году Никольский возглавил архитектурное бюро, специально созданное для проектирования физкультурных и спортивных сооружений при Ленинградском областном совете профессиональных союзов (ЛОСПС). В 1932 году перед бюро была поставлена грандиозная задача – создание на Крестовском острове стадиона на 100 тыс. мест с примыкающим к нему парком отдыха. Этот проект стал любимым детищем Никольского, с которым он не расставался до конца жизни.

Строительство стадиона началось в середине 1930-х годов и было завершено в 1950 году. В 1951 году постройка была отмечена Сталинской премией I степени. Однако до полной реализации проекта дело не дошло. Завершающая композицию стадиона ажурная галерея, а также пятидесятиметровая башня, расположенная на верхней террасе напротив центральной аллеи, так и остались на бумаге. Проект парка, в мельчайших деталях разработанный Никольским, также не был осуществлен. В 2006 году стадион был лишен статуса памятника архитектуры федерального значения и был демонтирован. В 2016 году на его месте возведена «Газпром Арена».

Свой след в судьбе архитектора оставила Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Он остался в осажденном городе, жил в подвалах Эрмитажа и рисовал все, что видел. 8 февраля 1942 года отправился в эвакуацию в Ярославскую область. Здесь Никольский оформил свои дневниковые записи и рисунки блокадного времени в уникальную рукописную книгу, названную «Памжа. Ленинград в дни осады».

Никольский являлся действительным членом Академии архитектуры СССР (с 1939), председателем правления Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР (1948–1953). Был почетным членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов.

Значительное место в жизни Никольского занимала педагогическая деятельность. Он преподавал в Институте гражданских инженеров (ныне ГАСУ) и Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры им. И. Е. Репина.

Выставка в Петропавловской крепости представляет работы Никольского разных лет. Здесь демонстрируются учебные и ранние самостоятельные работы архитектора 1900 – начала 1920-х годов: проекты церквей, железнодорожной станции, конюшни, хлебопекарни и других утилитарных зданий, в которых прослеживается увлечение формами русского деревянного зодчества.

Период с 1926 по 1932 год – время наивысшего творческого взлёта Никольского — представлен в экспозиции целым рядом экспериментальных, конкурсных и заказных работ архитектора и его мастерской. Среди них выполненные в духе конструктивизма проекты стадионов «Красный спортивный интернационал» (1928, совместно с К. И. Кашиным-Линде, Л. М. Хидекелем) и «Красный путиловец» (1929, совместно с К. И. Кашиным-Линде, Я. Я. Кетчером), круглой бани в Лесном (1927, совместно с В. М. Гальпериным, Н. Ф. Демковым, А. В. Крестиным), жилого квартала на Тракторной улице (1925-1927, совместно с А. И. Гегелло, Г. А. Симоновым). Особого внимания заслуживают макеты спроектированных Никольским различных сооружений второй половины 1920-х годов: Петроградской и Некрасовской АТС, модели типовой школы и здания Центросоюза на ул. Кирова в Москве, комплекса зданий «В.К.И.» (все – не реализованы).

Отдельный раздел экспозиции посвящен работе Никольского над проектом Стадиона им. С. М. Кирова на Крестовском острове и прилегающего к нему парка. На выставке можно увидеть, как осуществленные, так и нереализованные проекты стадиона, среди последних проекты ажурной галереи и 50-метровой башни, проекты планировки парка, парковых павильонов, внутрипаркового транспорта – «полуметро» и рисунки оригинальных ландшафтных композиций.

Дополняют этот раздел работы ленинградских художников Б. Н. Ермолаева, В. А. Сулимо-Самуйлло, М. П. Бобышова, А. С. Пастернака и рисунки самого Никольского, запечатлевшие стадион на Крестовском острове.

В 1930-е годы помимо архитектурной деятельности Никольский создает иллюстрации к детским книжкам «Глупый грязный Дритятя», «Конек-горбунок», «Веселая Двухголовка». Часть этих рисунков представлена в экспозиции.

На выставке демонстрируются уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны. Это рукопись А. С. Никольского «Памжа. Ленинград в дни осады» (19142) с дневниковыми записями архитектора блокадных лет и с зарисовками, сделанными на улицах Ленинграда осенью-зимой 1941 года. Познакомиться с полным текстом рукописи на выставке можно с помощью мультимедийной программы. Также в экспозиции демонстрируются линогравюры с сельскими пейзажами, выполненные зодчим в эвакуации в 1942–1945 годах.

В послевоенные годы художник участвует в ряде архитектурных конкурсов. На выставке демонстрируются конкурсные проекты Никольского второй половины 1940-х годов: проект Стадиона им. В. И. Ленина в Ленинграде (1945, при участии К. И. Кашина-Линде, В. Д. Кирхоглани, В. В. Степанова) и проект станция ленинградского метрополитена «Балтийская» (1947).

Стоимость билетов: взрослый - 250 руб., льготный (учащиеся, студенты, пенсионеры РФ) - 150 руб. Также выставку можно посетить по единому билету на посещение музейных экспозиций и выставок Петропавловской крепости.

#