#Назад

Русский музей. Летний сад. Чай в садах России и Турции

#

с 30.06.2023 по 31.07.2023

Выставки

#

Летний сад


Чаепитие как символ уюта, семейного очага и дружеского общения существует в России и Турции уже не одно столетие. Частью чайной традиции в обеих странах является обычай собираться семьей и с друзьями за чайным столом в саду или на природе.
Считается, что чай появился в России в первой половине XVII века: несколько сундуков сушеного листа были преподнесены царю Михаилу Федоровичу в качестве посольского дара от хана Алтына. Однако из-за удаленности Китая, доставка чая тогда была слишком дорогостоящей, и напиток долгое время оставался диковинкой. Поэтому до начала XVIII века чай подавали только в знатных домах, что объяснялось влиянием европейской моды. В 1727 году на границе с Китаем был основан город Кяхта, существующий и поныне, где был подписан Кяхтинский договор, устанавливавший торговые отношения между двумя государствами. Чай начали продавать на ярмарках, и постепенно он вошел в ежедневный обиход разных сословий, но особенно полюбился купцам. В общении с китайскими торговцами, а затем и между собой, каждую сделку они сопровождали долгим и обстоятельным чаепитием. Первые собственные плантации чая в Российской империи появились на рубеже XIX–XX веков вблизи города Батум (Грузия).


Неотъемлемой частью традиции чаепития в России является самовар. Похожий сосуд с внутренней жаровней (сбитенник) использовался до конца XVIII века, когда в Туле появилось множество мастерских, специализирующихся именно на изготовлении самоваров для чая. Большой самовар для долгих посиделок всей семьей считался показателем благополучия и состоятельности. В крестьянских же домах самовар был одним из самых ценных предметов быта.
Летом в купеческих дворах и усадьбах предпочитали пить чай на свежем воздухе. Горожане, не имевшие собственного сада, выбирались на пикник в один из парков города, а москвичи посещали специальные «чайные садочки», в которых их ждали накрытые столы и самовары. В XIX веке среди дворян, а затем и представителей других сословий, появляется мода на летние дачи. С открытием железнодорожного сообщения поездки на природу стали доступнее. Дачная веранда или беседка с красивым видом на сад или воду до сих пор остается лучшим местом для чаепития в кругу семьи и гостей.

В XX веке использование самовара в быту постепенно сходит на нет, но традиция чаепития продолжает объединять людей и дарить атмосферу тепла и уюта. В связи с демократизацией общественной жизни появляется большое количество благоустроенных городских парков, в которых горожане пьют чай в открытых кафе или чайных.

Чай в России и Турции стал неотъемлемой частью ежедневного быта, сохранив в обеих странах свое историческое значение как символ доброжелательности, семейственности и гостеприимства.
В Турции чай известен с XVII века, но массовое распространение он получил только в XX столетии. В 1918 году турецкий ботаник Али Риза Эртен изучил плантации в районе Батума и сделал вывод, что для выращивания чая подходит климат в турецкой провинции Ризе. В 1938 году в Ризе началось крупномасштабное производство. Уже в XXI веке Турция стала одним из главных в мире производителей и лидирующей страной по его потреблению.
Турецкая культура чаепития имеет свои яркие черты. Прямо на улице можно встретить çaycı (чайджи́) – продавца чая с металлическим подносом, уставленным стаканчиками. Чай предлагают в лавках на базаре, в современных магазинах и других заведениях. В больших компаниях есть специальный человек, заваривающий и разносящий чай всем служащим.

В Турции известен semaver (семаве́р), родственный русскому самовару по устройству и названию сосуд с жаровней внутри. Но в наше время более распространен çaydanlık (чайданлы́к) – сосуд для нагревания на плите, поверх которого ставится заварочный чайник. Другое украшение стола и символ чаепития в Турции – сужающиеся в середине стаканчики, называющиеся ince belli (индже́ белли́), что переводится как «узкая талия». Благодаря такой форме чай дольше не остывает.

Çay bahçesi (чай бахчеси́) – это традиционная для Турции открытая чайная, расположенная в саду. В первой половине XX века предпринятые Ататюрком реформы включали в себя создание парков в городской черте, что позволило открыть в Стамбуле множество таких общественных заведений, и уже к середине 1950-х годов чайные становятся популярными местами у горожан и туристов. Чай бахчеси принято располагать у воды (у фонтана или, например, на берегу Босфора) – красивый вид и тенистая прохлада настраивают на неторопливую дружескую беседу. К чаю подают традиционные симиты (выпечку в форме кольца с кунжутной обсыпкой) и другую закуску.

Русский музей выражает благодарность:
Мультимедиа Арт Музей (Москва)
Русский музей фотографии (Нижний Новгород)
РОСФОТО (Санкт-Петербург)
Salt Research (Стамбул)
Istanbul Research Institute (Стамбул)


Фотовыставка проходит в Летнем саду в павильоне фонтана Лакоста
#