Русский музей: Рисунки и акварели передвижников
с 21.03.2024 по 08.07.2024
Выставки
Михайловский Замок | Государственный Русский музей
В залах выставки «Рисунки и акварели передвижников» можно увидеть графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок (1870–1923), так и художниками младшего поколения.
ТПХВ объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. Это время отмечено необычайным подъемом духа, породившим в литературе Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, в музыке П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского, а в изобразительном искусстве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского. Именно эти художники составили стержень передвижничества.
В портретных рисунках 1870-х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша или соуса, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. Особенно показательны такие работы, как «Интеллигент (Портрет Чагина из Чугуева)» И.Е. Репина, «Портрет молодой женщины» Н.А. Ярошенко, «Крестьянин Игнатий Пирогов» И.Н. Крамского. В портретных работах 1880-х годов, при сохранении психологизма и типизации, заметна тенденция акцентировать саму подачу образа, чтобы отчетливее выразить авторское отношение к модели. В портрете «Художника Н.Н. Дубовского» И.Е. Репина изображенный предстает как бы выхваченным из потока времени.
Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавших художников предыдущей половины столетия. Пейзажи К.Ф. Гуна, В.М. Максимова 1870-х годов трогательны искренней увлеченностью скромными мотивами, поражают мастерством исполнения. Виртуозные пейзажные рисунки И.И. Шишкина по значимости не уступают его картинам. В 1880-х годах изображение природы приобретает новые черты. Описательный характер уступает место более обобщенной трактовке. Пейзаж, сохраняя реалистические черты, становится поводом для выражения авторского чувства, наполняется лиризмом, поэтичностью. В большей степени это относится к акварелям Левитана.
В графике передвижников большое место занимал бытовой жанр. В красочных акварелях В.Е. Маковского 1870-х годов тонкие наблюдения над человеческими характерами предстают в полных юмора сценках с развёрнутым сюжетом. Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880-е годы. Ему отдали дань В.М. Максимов, Н.П. Загорский, а также И.Е. Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу.
В 1890-е годы в живописных и графических произведениях передвижников всё отчетливее проявлялось новое направление, в котором обобщенность, этюдность в трактовке произведения превалировала над повествовательностью и законченностью. В состав ТПХВ были приняты лишь немногие из молодых художников, приверженных новому направлению, большинство из них участвовали в выставках Товарищества на правах экспонентов. К ним относятся Е.Д. Поленова, Н.Н. Гриценко. Их акварели контрастируют с пейзажными рисунками и акварелями 1890-х годов А.К. Саврасова, Г.Г. Мясоедова, А.П. Боголюбова и знаменуют собой завершающий этап истории передвижничества.
Графические работы передвижников дополняют представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились событиями в жизни общества.
Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, СВЕЗА-Лес, туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».