#Назад
#
#
#
#
#
Организатор
Государственный Русский музей

Выставка «Борис Ермолаев. К 120-летию со дня рождения»

#

с 16.10.2023 по 05.02.2024

Выставки

#

Корпус Бенуа | Государственный Русский музей


В собрании Русского музея хранится более тысячи произведений Б.Н. Ермолаева, из них 62 живописных. Для выставки, посвященной 120-летию со дня рождения художника, отобраны работы 1930-х годов, в которых Ермолаев увековечил улицы Володарского (ныне Невского) района, быт и отдых ленинградских жителей того времени на задворках большого города. Выставка проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Ермолаев Борис Николаевич (1903–1982) – график, иллюстратор книг, газет и журналов, литограф, живописец. Учился в Петроградском художественно-промышленном техникуме у В.Н. Федоровича и М.И. Авилова (1921–1925), служил в Армии (1925–1926), с 1927 года постоянно рисовал на улицах Ленинграда, сотрудничал с ленинградскими газетами «Ленинские искры», «Бытовая газета», с журналами «Красная панорама», «Юный пролетарий», «Резец», иллюстрировал детские книги в издательствах «Радуга» и «Детгиз». Живописью начал заниматься с 1930 года. С 1940 года работал в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза художников, в 1970-е вернулся к рисованию.

Ермолаев тяготел к таким мастерам, как Алексей Гаврилович Венецианов и малые голландцы. Работы Нико Пиросмани, выставка которого состоялась в стенах Русского музея в 1930 году, также помогли молодому художнику обрести свой оригинальный прием, используя элементы наивного искусства. Он «окутал» свои пейзажи и простые жанровые сцены в зеленоватую, непроницаемую для солнечного света тональную гамму, представляя своих персонажей будто в кадрах немого фильма.

В 1930-х окраины Ленинграда активно застраивались новыми многоэтажными домами. Уходили в прошлое территории «между городом и деревней», которые запечатлел в своих картинах Борис Ермолаев. В 1936–1937 годах он впервые побывал на юге – в Бердичеве Житомирской области и станице Аксайской близ Ростова-на-Дону. С этого времени сумеречные мотивы городской окраины навсегда ушли из его творчества. Их сменили спокойные и яркие сцены южной жизни, палитра кардинально изменилась.

На протяжении долгого творческого пути художник не раз менял манеру своего письма, обращался к разным техникам. На выставке продемонстрирован лишь один эпизод его многогранного творчества.
#