Богоявленская церковь на Гутуевском острове
Двинская ул., 2
На обширном острове Невской дельты, Гутуевском, лежащем в западной части Петербурга и омываемом Большой Невой и ее рукавом, рекой Екатерингофкой, на правом берегу возвышается Храм Богоявления Господня. Храм построен в память чудесного спасения Цесаревича Николая (будущий святой страстотерпец царь Николай II). 29 апреля 1891 года во время проезда Наследника Цесаревича через город Отсу в Японии был ранен. В первую годовщину покушения на Цесаревича по благословению митрополита Исидора /Никольского/ состоялась закладка храма. Архитектор — В.А.Косяков.
29 апреля 1899г. состоялось освящение главного придела храма. Чин освящения совершил митрополит Антоний /Вадковский/, среди сослужащих ему священников молился святой праведный Иоанн Кронштадтский. В мае 1899 года был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца, а 18 июля 1899 года освящен правый придел в честь преподобного Иоанна Постника.
Трехпрестольный храм Богоявления вмещает до 700 человек. Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, выполненным из фаянса на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова, и отмечен был наградой на Всемирной Выставке в Париже в 1900г. Запрестольный образ Тайной Вечери, написанный во всю алтарную стену, виден с любого места в храме. Выше над Тайной Вечерей, образ Крещение Господне, изображенные на нем берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены А.С.Сланцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину.
В главном куполе барабана на высоте более 30 метров написан образ Спасителя. В нижней части барабана, помещался аркатурно-колончатый пояс, интерколюмнии которого были заполнены 32 иконами — праотцы, пророки и апостолы. Настенная живопись храма была выполнена А.С. Славцевым, орнаментальная роспись — К.Н.Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны А.М. Постниковым.
Для освещения здания была разработана уникальная система электрического оборудования на 450 лампочек. Интерьер храма освещали три бронзовых золоченых паникадила высокохудожественной работы.
В советские годы, начиная с 1935 года, Храм был закрыт, фаянсовый иконостас, иконы, церковная утварь утрачены. Здание храма использовалось под овощной склад, мыловаренный завод, склад Фрунзенского универмага.
4 января 1991г. была зарегистрирована Православная община Церкви Богоявления на Гутуевском острове. 19 апреля 1991 года Церковь Богоявления взята под охрану государства как памятник истории и культуры. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга №99-р 12 ноября 1991г. Храм передан Православной общине. 19 января 1992г. в престольный праздник Богоявления в храме состоялось Великое освящение воды. С марта 1992г. стали совершаться регулярные богослужения.
Восстановление церковной приходской жизни и реставрация святыни — это две главные задачи, стоящие перед Приходским советом храма Богоявления Господня.
Продолжение дорогостоящих ремонтно-реставрационных работ как прежде, так и теперь, главным образом зависит от благотворительной помощи тех организаций, фирм и частных лиц, которые заботятся не только о хлебе насущном, но и о духовном будущем России.
14 марта 1998 года в храме было засвидетельствовано чудо обновления иконы Рождества Христова. Ранее тёмная икона, засияла обновлёнными красками и позолотой, как после тщательной реставрации. Однако слой пыли и копоти, подтёки лампадного масла и застывшие капельки воска, выявленные на поверхности иконы при осмотре, свидетельствовали о том, что к ней не прикасалась рука реставратора. Специальная Епархиальная комиссия засвидетельствовала это чудо.
Живописное убранство храма весьма своеобразно и по-своему уникально. Стены полностью покрыты росписью. С одной стороны, это традиционный для древнерусского искусства приём с разделением на евангельские сюжеты и изображением святых в различных геометрических формах, связанных развитыми орнаментальными мотивами. С другой стороны, сюжетные композиции написаны в реалистической, объёмно-пространственной манере, являясь практически многофигурными картинами.
Можно сказать, что живопись храма, находящаяся в контексте художественных достижений своего времени, в определённых аспектах революционна. Евангельские сюжеты выполнены по законам построения исторической картины, но с явным влиянием нарождающегося «русского импрессионизма». В манере А. С. Славцева, который по примеру Александра Иванова ездил в Палестину и писал с натуры берега Иордана в пору весеннего цветения, прослеживается увлечение пленерной живописью. Всё это органично сочетается с развитым орнаментальным декором, в который включены изображения Серафимов в духе стиля «модерн».
Автор, несомненно, испытывал влияние современных ему художников. Например, в сюжете «Явление Воскресшего Христа при море Тивериадском», композиционно напоминающем суриковское «Покорение Сибири Ермаком», одновременно прослеживаются и живописные достижения импрессионистов, а в алтарной росписи «Тайная Вечеря» использованы находки Николая Ге в его библейских картинах.
Над хорами на западной стене храма расположена композиция «Благословение детей», очень интересная по передаче световоздушной среды, так же, как и «Отрок Иисус в храме» на северной стене, не избежавшая влияния Василия Поленова.
Творческое наследие А. С. Славцева малоизвестно и совершенно не изучено. Роспись храма Богоявления, возможно, главное и единственное крупное произведение этого талантливого художника. Тем важнее максимально бережно сохранить и воссоздать этот уникальный памятник монументального искусства.
Церковь Богоявления — вторая самостоятельная постройка Василия Косякова. В первом, построенном им храме Божьей Матери Милующей в Галерной гавани, Косяков твердо определил свою приверженность традициям Византийского зодчества, которым он следовал на протяжении всей своей жизни. Храм Богоявления стоит несколько особняком, хотя несет явные черты его творческой индивидуальности.
В архитектуре Гутуевской церкви видны характерные признаки русского зодчества XVII века, особенно памятников Ярославля этого периода. Здание храма, как тогда писали, было построено в «русском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными решетками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки обилием наружных украшений. Фасады церкви не оштукатурены и, таким образом, красный кирпич определял бесконечное разнообразие «узорочья», достигаемое как приданием разной формы кирпичу путем тески, так и использованием лекального кирпича. Кроме того, разно-образные приемы кладки, углубления и выдвижения кирпича на стенах позвояли выполнять ширинки, бегунки, поребрики в самых многочисленных вариантах. Большое оживление вносили богатые майоликовые изразцовые вставки с полихромными рисунками в ширинках горизонтальных поясков храма, выполненные на заводах Кузнецова.