Мраморный дворец | Государственный Русский музей
Миллионная ул., 5
Он был построен в 1768–1785 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди
В 1844–1849 годах Мраморный дворец и принадлежавший ему Служебный дом реконструировался по проекту архитектора А. Брюллова
В 1892 году Мраморный дворец наследовал сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 года, когда у власти в России уже было Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.
С 1919 года по 1936 год во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. Этот период в истории дворца характеризуется стихийным приспособлением парадных и жилых интерьеров здания для нужд большого научного учреждения. В это же время начинается планомерная реставрация фасадов и решетки дворца.
В 1936 году Ленсовет принимает решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Работы по реконструкции здания и созданию музейного оборудования возглавил архитектор Н. Е. Лансере
Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 года, когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца — «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.
В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX века.
Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных творческих традиций, самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.