Чесменский дворец
Гастелло ул., 15
Чесменский дворец — императорский путевой дворец, созданный по заказу Екатерины II
В XVIII веке место, где находится Чесменский дворец, представляло из себя окружённое густым лесом болото. Финские крестьяне называли его «кикерикексен», что в переводе с финского означает «лягушачье болото». В 1774 году Екатерина II повелела построить путевой дворец для отдыха по дороге из Петербурга в Царское Село на этом месте, его придумали в духе средневекового замка (в качестве конкретного прообраза часто указывают схожий по плану Лонгфордский замок в Англии). Дворец на лягушачьем болоте назвали Чесменским в 1780 году в честь 10-летней годовщины победы России в Чесменской битве. Позже, Павел I хотел устроить здесь богадельню с лечебницей для увечных воинов, но не удалось наладить доставку нужного количества воды, на тот момент идею не поддержали. Во время правления Александра I Чесменский дворец часто пустовал. В 1830 году Чесменский дворец перешёл во владение Комитета о раненых и после шести лет пристройки трёх двухэтажных флигелей здесь разместили рядовых и офицеров. В 1834 году вокруг Чесменского дворца начали обустраивать регулярный парк. В конце весны 1919 года богадельня была закрыта. В Чесменском дворце открыли Первый лагерь принудительных работ, ставший известным как «Чесменка». В бывшем Чесменском дворце попеременно размещались сельскохозяйственная колония, Автодорожный институт и Ленинградский институт авиационного приборостроения, пока в 1941 году сюда не переехал один из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП).
Архитектура этого относительно небольшого дворца холодна и сурова. Массивные стены и павильоны-бельведеры над угловыми башнями прорезаны стрельчатыми окнами, контрастно выделяющимися на фоне гладкой штукатурки фасадов. Бельведер (итал. «красивый вид») — башня, надстройка на кровле здания. Внутренняя отделка дворца совершено не соответствовала его грозному внешнему облику. Стены украшены цветочными гирляндами, венками, медальонами. В центральном зале была создана портретная галерея русских царей и великих князей, что должно было демонстрировать историческую преемственность царствования Екатерины II.
Болотная тема Чесменского дворца нашла своей отражение в его символе — зеленой лягушке. Она была увековечена с помощью знаменитого сервиза, заказанного Екатериной II в Англии. Этот сервиз включал в себя 952 фаянсовых предмета, поверхность которых украшена пейзажными видами старой Англии с обязательным включением изображения лягушки. Сегодня этот сервиз хранится в Эрмитаже.