Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Зодчего Росси ул., 2
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Её основала в 1738 году императрица Анна Иоанновна
Первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. А первыми учениками – 12 девочек и мальчиков, дети дворцовых служащих.
В конце XVIII – начале XIX веков здесь работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров). Шарль Луи Дидло, основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского. Более того, в это время русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец стал стержнем образовательной программы Академии.
В Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма).
Позже преподавать в училище начали Мариус Петипа и Энрико Чекетти, а также множество других великолепных педагогов.
Многие балетмейстеры жили недалеко от Академии – так, Дидло выбрал дом на углу современной улицы Рубинштейна и Невского проспекта, а Мариус Петипа снимал квартиру буквально «за углом» - на набережной Фонтанки, д. 51-53.
Академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Анна Павлова познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.
Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева, Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.
И, конечно, нельзя не упомянуть Агриппину Яковлевну Ваганову. Сама бывшая выпускницей Театральной школы, после революции она вернулась сюда как преподаватель и создала лучшую в мире систему обучения классическому танцу.
Здание Академии изначально было построено как доходный дом Департамента уделов Министерства императорского двора. В 1836 году поступил высочайший приказ о передаче здания Дирекции императорских театров. После изменения фасада (аркады были заложены, арки превращены в оконные ниши) и интерьеров, произведённого по проекту архитектора А. К. Кавоса, туда въехало Санкт-Петербургское Императорское театральное училище. Благодаря этому дом № 2 стал одним из центров театральной жизни Петербурга.
Вплоть до 1917 года в части здания, примыкающей к площади Островского, располагалась Дирекция Императорских театров, помещения которой в 1918 году занял Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства. Кроме него сегодня в этой части здания находится Санкт-Петербургская театральная библиотека — уникальное в мире собрание материалов по истории театра. В средней части корпуса расположилась Музыкальная библиотека Мариинского театра, основанная в начале XIX века. В части дома, примыкающей к площади Ломоносова, в 1998 году восстановлен православный храм во имя Святой Троицы. Храм был основан в 1806 году и являлся домовой церковью театрального училища и Дирекции театров.
В 1941-1945 годах в доме № 2 располагался штаб Ленинградского военного округа, для которого в средней части здания был построен бетонный бункер.