Театр балета им. Леонида Якобсона
Маяковского ул., 15
Уникальный, единственный в мире балетный коллектив, который существует отдельно от оперной труппы
Труппа Санкт-Петербургского государственного театра балета имени Леонида Якобсона основана в 1966 году. Первые несколько лет руководителем коллектива был народный артист СССР Петр Гусев.
В 1969 году труппу возглавил выдающийся балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Леонид Якобсон, и с этого момента открылась новая страница в истории советского балета.
Якобсон создал совершенно новый коллектив: полностью заменил состав артистов, создал новую оригинальную программу. У труппы появилось название «Хореографические миниатюры».
Леонид Якобсон был последователем хореографа-реформатора Михаила Фокина, постоянно искал новые выразительные средства и формы. Он создал собственный пластический язык, основанный на природной, естественной выразительности человеческого тела.
В полнометражных балетах Леонида Якобсона сочетались героика и лирика, сатира и юмор, отзывались героические легенды прошлого и могучая экспрессия современности. Наиболее известные из созданных им балетов – «Шурале», «Спартак», «Клоп», «Свадебный кортеж».
В 1976 году, после смерти Леонида Якобсона его преемником стал народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Аскольд Макаров – исполнитель главных героических партий в постановках Якобсона на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. В этот период в репертуаре театра впервые появились классические балеты, такие как «Жизель» и «Лебединое озеро».
В 2001 году, после смерти Aскольда Макарова, пост художественного руководителя занял Юрий Петухов – балетмейстер, народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов. В афише театра появились новая редакция балета «Щелкунчик», балеты «Итальянское каприччио», «Дон Хосе. Страсти по Кармен», «Ромео и Джульетта», «Шехеразада», «Есенин».
В 2003 году за возобновление балета «Свадебный кортеж» труппа была удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Наследие», а в 2004 – за восстановление балета «Клоп» и пяти хореографических миниатюр – театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».