#Назад
#

Особняк Кочубея в Царском Селе

#

Пушкин,Радищева ул., 4

#
Строительство дома велось с 1911 г. по проекту архитекторов А.И.Таманяна и Н.Е.Лансере. Авторы использовали лучшие композиционные решения конца 18-го начала 19-го в.в., разработанные зодчими классицизма. В октябре 1913 г. особняк был заселен, а зимой 1914 г. в нем был дан первый бал.

Это был настоящий дворец в миниатюре – с великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма и роскошными интерьерами с дворцовой планировкой. Участвовавшие в строительстве дома известные в то время строительные компании Санкт-Петербурга, использовали в работе передовые технические достижения.


Парадный вход в особняк украшен шестиколонным греко-дорическим портиком. Тяжёлые дубовые двери, облицованные пластинами тёмного морёного дуба и сохранившие на полотнищах декоративные фигурные резные орнаменты, открывают тайны внутренних интерьеров особняка.


Парадный вестибюль оформлен в неороманском стиле. Густой тёмно-розовый цвет штукатурок на стенах. Стены украшены каннелированными плоскими пилястрами искусственных мраморов лёгкого жёлтого цвета, лепной белого прозрачного гипса многофигурный фриз – вазы-курильницы Камероновы в окружении крылатых грифонов, а дверные фигурные резные орнаменты выполнены античными розетками и стилизованными виноградными листьями. Здесь всё напоминает интерьер, традиционный для дворцов богатых горожан Древнего Рима – сочетание цветов отделочных материалов, символическое значение декоративных орнаментов. Пол выложен чёрными и белыми мраморными плитами, расположенными в центральном круге в шахматном порядке. Здесь по ночам царствует тишина. И только фигура бронзовой позолоченной Богини с лампой в высоко поднятой руке освещает призрачным светом небольшое пространство вестибюля. Древние говорили: «Когда сумерки спускаются на землю прозрачным волшебным покрывалом, тогда начинается другая жизнь – жизнь камня».


В.П.Кочубей получил прекрасное образование в Санкт-Петербургском университете и и был страстным коллекциониром произведений искусства русских и западноевропейских мастеров, минералов и книг. Его библиотека представляла уникальное собрание работ по истории Древней Руси и Раннего Средневековья, по истории архитектуры, редкие рукописи и манускрипты.


В Коллекционной и особой бронированной комнате-сейфе хранились многочисленные предметы искусства, перевезенные из его петербургского дома на наб. Мойки, 69. Многие предметы мебели, картины, скульптура, рукописи, книги из коллекции В.П.Кочубея экспонировались на выставках, устраивавшихся в Санкт-Петербурге. Так, в 1914 г. на выставке русской и иностранной книги XV–XIX в.в. демонстрировался редчайший французский манускрипт, украшенный красочными миниатюрами, а также издания XVI в. из его библиотеки. Интерьеры со стильным убранством и уникальной мебелью В.П.Кочубей увековечил на многочисленных фотоснимках, устроив с этой целью специальную комнату – фотоателье. Многие из фотографий интерьеров особняка сохранились в фондах семьи Кочубеев, находящихся на хранении Государственных архивах РФ.


Белый Мраморный зал особняка служил для парадных приёмов. Его интерьер построен на античных мотивах. Площадь зала делится мраморными колоннами на три отдельных и в то же время связанных друг с другом пространства – так начинали делить колоннами пространство зала в Древнем Риме для того, чтобы во время приёма создать атмосферу «по интересам».


Охотничий зал был оформлен Н.Е. Лансере с включением мотивов Раннего Средневековья. Потолок перекрыт декоративными балками, изготовленными из железобетонных конструкций, облицованными на специальных мастиках пластинами тёмного морёного дуба. Такими же пластинами были облицованы панели зала. Мебель изготовлена из дубового дерева и инкрустирована ореховыми пластинами мастерами Императорских мебельных мануфактур в Хельсингфорсе по рисункам Н.Е.Лансере. В буфетах, шкафах и горках за толстыми хрустальными стёклами хранятся Майсенские, Севрские и китайские фарфоры. Тем не менее, гостей во времена В.П.Кочубея в доме принимали только на своих российских императорских фарфорах, расписанных сценами охоты. Отечественным производителем гордились и не один раз часть большого капитала семьи направлялась на развитие императорских фарфоровых производств.



Розовая гостиная – небольшой и уютный зал, стены которого декорированы лёгкими гипсовыми белыми орнаментами, поддерживаемыми резными фигурными композициями. Полотнища дверей украшены цветочными гирляндами, подвешенными на бантах, с включёнными в эти гирлянды музыкальными инструментами. Интерьер звучит музыкой, которую источает камень, а сочетание розового и белого рождает иллюзию молодости и весны. Это была гостиная для дам, блистающих красотой и весельем, редко грустных и печальных, но всегда окутанных дымкой загадочного романтизма.


Парадный кабинет по-деловому строг и лаконичен. Потолок отделан железо-бетонными конструкциями, стены в зеленоватых штукатурках и мебель с бархатными зелёными материями – небольшие стулья, кресла, диван. Когда-то главное место занимал письменный стол, обитый зелёным сукном, тяжёлый, дубового дерева и такая же тяжёлая кабинетная мебель в манере раннего модерна с кожаными покрытиями.Парадные фасады фамильного родового камина украшены загадочными рельефными орнаментами. У подножия камина – гранитная плита с датой и фамильной символикой, которая, как это ни загадочно, не соотносится с общепринятой исторической родословной дворян и князей Кочубеев как потомков Крымских татар из рода Кучук-беев. В кабинете беседовали о делах государственных и играли в биллиард. Биллиардные столы, к слову, у В.П.Кочубея были отменные: русские, с шестью лузами, изготовлены в Санкт-Петербурге мастерами известной фабрики братьев Брыкаловых. Столы – раритеты: основания и коробки из морёного дуба, настольные покрытия выложены огромными гранитными плитами толщиной в 4 см, привезенными из Равенны.


Золотая гостиная – жемчужина особняка. Подарок Князя прекрасной Княгине. Интерьер создан Н.Е.Лансере в стиле вычурного неорегентства. В этом интерьере каждый элемент отделки музыкален — это «музыка, застывшая в кокетливых изогнутых золочёных гипсовых линиях медальонов в углах пагоды, лёгкой волной переходящей в гладкую плоскость стен с чётко очерченными золочёным гипсом прямоугольными рамами; это игривая прозрачная музыка барокко звучит в разбросанных на белоснежном потолке ярких золотых раковинах; это музыка диких степей несётся по стенам гостиной в золочёных колчанах и стрелах, а золотые маски напоминают о музыке древнеримских сатурналий».

После революции дом В.П.Кочубея был национализирован. Уникальная художественная коллекция была передана на хранение во дворец Палей, где хранились и другие национализированные частные коллекции, разошедшиеся после 30-х годов по разным музеям и хранилищам страны. В 1918 году особняк был передан в ведение Наркомпроса, а в 1926 году – в ведение Наркомата социального обеспечения. В 1927 году в нем был открыт Дом старых большевиков и ветеранов Российского революционного движения, просуществовавший до 1940 года. В 1940 году здесь разместился военный госпиталь. В период оккупации города Пушкина фашистами в особняке размещалась комендатура гестапо. После освобождения города здание использовалось как дом отдыха работников Ленинградского обкома КПСС. Для его обстановки были подобраны музейные предметы, соответствующие стилю помещений, находящиеся здесь и сейчас.


В 1987 г. было принято решение о размещении в особняке Кочубея в Царском селе Учебного центра подготовки руководителей, переименованного в 2004 г. в государственное образовательное учреждение «Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей».


В 2012 г. Учебный центр подготовки руководителей вошел в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

#