Завод «Людвиг Нобель» («Русский дизель»)
Большой Сампсониевский проспект, 30/1
Эммануил Эммануилович Нобель в 1842 г. переехал в СПб со всей семьей: женой и тремя тремя сыновьями Робетром, Людвигом и Альфредом. Семья поселилась рядом с заводом в доме на
Нобель совместно с генералом Огаревым устроил небольшой механический завод, на котором были отлиты пушки-памятники, стоявшие у Главного Артиллерийского управления близ Литейного моста. Завод вскоре оказался недостаточным и в 1846 г. Эммануил Нобель устроил на Петербургской стороне другой завод, по размерам значительно больший. Здесь изготавливались мины, металлические конструкции, станки, паровые машины, изобретенное Э. Нобилем центральное водяное отопление. К крупным работам завода следует отнести оборудование машинами и станками строившихся тогда Кронштадтских мастерских, изготовление металлических решеток и оконных рам Казанского собора и др. В период Турецкой войны Э. Э. Нобелю было поручено произвести минное заграждение Кронштадтской и Свеаборгской крепостей, и он вместе со своим сыном Робертом блестяще выполнил эту задачу.
После войны количество заказов резко снизилось, Нобиль вынужден был перейти на частное судостроение, сконструировав и построив более 50 пароходов для общества «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и др. Но новая деятельность не смогла спасти завод от разорения: он был слишком велик, чтобы жить частными заказами. Э. Нобель был вынужден объявить себя банкротом. Кредиторы просили Людвига Нобиля продолжить дело отца. Проработав около двух лет, Людвиг Эммануилович понял, что завод не спасти, оставил его и в дальнейшем устроил свое собственное дело. Э.Э. Нобиль, проработав 22 года в России, в 1859 г. Возвращается в Швецию вместе с сыновьями Робертом, Альфредом и Эмилем.
Главным достижение Нобиля и его инженеров стало изменение конструкциидизеля на реверсный, что позволило использовать дизель-моторы в качестве судовых машин.
В 1908 г на заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога" - она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой. Следующие реверсные двигатели были установлены на подводной лодке "Акула". затем Нобель стал оснащать ими свои нефтеналивные суда.
После революции Нобели навсегда покинули Россию. Завод был национализирован и получил название "Русский дизель".