Петербург — город морской славы
Маршрут для влюблённых в море: посещение Петергофа на «Метеоре», музеев города-форта Кронштадт, крейсера «Аврора» и ледокола «Красин», а также Музея Арктики и Антарктики
Маршрут позволит Вам прикоснуться к истории России – великой морской державы – от первого российского флота, заложенного царём Петром Первым, до современных атомоходов. Более трех веков Санкт-Петербург строит корабли, является одним из крупнейших российских портовых городов, участвует в морских научных исследованиях.
Посещая достопримечательности, Вы совершите путешествие не только в пространстве, но и во времени: «Метеор» на подводных крыльях перенесет Вас в Петергоф и XVIII век, далее отправляйтесь в Кронштадт и его рукотворные форты – сердце российского военного флота и авангард в строительстве морских укреплений времен императорской России. На крейсере «Аврора» Вы окажетесь в начале XX века времен Первой мировой войны и социалистической революции, ледокол «Красин» погрузит Вас в героическую атмосферу освоения Севера, историю которого Вы сможете изучить в музее Арктики и Антарктики.
И вот, наконец, Вы в современном великолепном мирном Санкт-Петербурге, мощь и слава которого лишь усиливают впечатление от его красоты.
Петергоф, Разводная улица, 2
Летняя резиденция русских царей XVIII-XIX вв.
Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I вблизи от новой столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф стал одной из самых роскошных летних царских резиденций и своеобразным триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец и некоторые "малые" дворцы и павильоны, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов, выполнена большая часть скульптурного убранства.
Посетите в Петергофе единственный в России музей, посвященный истории игральных карт. Он расположен в здании бывшего Дворцового правления, построенного в конце XVIII века. В шести залах музея представлено более 8 тысяч экспонатов. Кроме игральных карт это предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представляющие игру и её атрибуты, или непосредственно связанные с ней, а также уникальная по своему составу библиотека.
Один из фортов, которые составляли систему оборонительных сооружений Кронштадта Форт Константин – это один из крупнейших бывших артиллерийских фортов Кронштадта с сохранившимися батареями, казармами, дальномерным павильоном и другими фортификационными сооружениями. На территории форта проходит множество мероприятий: фестиваль ретро-техники «ФОРТУНА», ежегодный ралли-спринт «Кубок форта Константин», мото-фестивали, исторические реконструкции, фестивали электронной музыки. Летом открыт веревочный парк и кабельный вейкборд с комплексом трамплинов, сауной и разминочными батутами. А на легендарном пароме «Рипербан», пришвартованном у причала, можно отправиться на морскую прогулку по фортам Кронштадта! Кроме того, на территории форта «Константин» расположен первый в Санкт-Петербурге музей маяков (Музей маячной службы). Приезжайте в музей маяков, расположенный на форту «Константин» и вы узнаете, как менялись «стражи морей» в течение веков, увидите модели маяков и гигантские линзы, старейшую из которых выпустили в 1858 году. Среди экспонатов музея – устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках России, стран СНГ и Европы. Особенный интерес представляют мобильные фонари, использовавшиеся при освещении Дороги жизни, секстант и звездный глобус. Экскурсоводы музея расскажут и покажут всю линейку ацетиленовых проблесковых аппаратов, которые выпускались в СССР и которыми пользовался весь мир больше 50 лет. Музей располагается в отреставрированной казарме 1870 года.
Рядом с Морским собором располагается музей истории с новыми экспонатами и интерактивной блокадной комнатой.
Новое здание Музея истории Кронштадта открылось 15 сентября 2014 года.
Музей позволит Вам совершить путешествие во времени и узнать о 310-летней истории Кронштадта: о строительстве фортов и городских зданий, о быте моряков и горожан, о традициях существовавших и сохраняющихся в городе-крепости. Особое внимание в новой экспозиции уделено трагическим событиям начала 20 века: революциям 1905-1917 годов, событиям Гражданской войны и Интервенции, Кронштадтского восстания 1921 года. Историческая реконструкция блокадной комнаты передает трагедию Ленинграда и Кронштадта в годы Великой Отечественной войны, а подлинные предметы и фотографии рассказывают о героическом подвиге города Воинской славы. Впервые в экспозиции музея появился развернутый рассказ о жизни послевоенного Кронштадта.
Среди экспонатов можно встретить необычные предметы: копоушку 19 века, приспособление для чистки медных пуговиц, косметический набор начала 20 века, самовар - "эгоист", музыкальную шкатулку, респиратор первой половины 20 века для лошади, круглую логарифмическую линейку, коллекцию фотоаппаратов, а также модели кораблей и подводных лодок.
Крейсер «Аврора» - легендарный крейсер 1-ого ранга. 23 мая 1897 г. был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство», а в 1903 г. вступил в строй боевых кораблей флота России. Своё боевое крещение принял 14-15 мая 1905 г. в Цусимском сражении в период Русско-японской войны. После возвращения в Балтийское море "Аврора" стала учебным кораблём. Крейсер активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. Тогда, 25 октября 1917 года, холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. экипаж «Авроры«» встал на защиту города, подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин и сел на грунт. После ремонта в 1948 г. крейсер был пришвартован у Петроградской набережной и до 1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.В 1956 г. был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея.
Крейсер «Аврора» часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях, стихах и кино. Так в 1945 г. начали снимать фильм о легендарном крейсере «Варяг». Роль «Варяга» досталась «Авроре». Для съёмок на крейсере даже установили четвертую, фальшивую трубу.
В сентябре 2014 года отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых 16 июля 2016 года возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.
Ледокол «Красин»
набережная Лейтенанта Шмидта, 23 линия
«Красин» – ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны
Ледокол «Красин» – единственный в России ледокол-музей. Был построен в 1916-1917 гг. по усовершенствованным чертежам вице-адмирала С.О. Макарова в Англии. Изначально ледокол получил имя старинного былинного богатыря "Святогор", но в 1927 году после смерти советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию, ледокол переименовали в «Красин». Ледокол "Красин" участвовал в спасении итальянской полярной экспедиции Умберто Нобиле в 1928 г., во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. проводил арктические конвои союзников. До 1972 г. осуществлял проводку судов по Северному Морскому пути, служил плавучей электростанцией на острове Шпицберген. В 1990 г. совершил последнее плавание по портам Европы. В 1992 г. ледокол стал памятником истории государственного значения и был поставлен на вечную стоянку у наб. Лейтенанта Шмидта. В 1995 году в нём открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана.
Ледокол «Красин» остаётся действующим судном, и все приборы, которые вы здесь увидите, могут работать в нормальном режиме.Один из крупнейших в мире музеев, коллекция которого посвящена полярной тематике
В настоящее время коллекция музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге насчитывает около 65 тысяч экспонатов. В ней представлены археологические памятники и реликвии, относящиеся к истории освоения Северного морского пути. В числе экспонатов — приборы и экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы. В фондах музея хранятся фотографии, запечатлевшие многие значительные события в Арктике и Антарктике, в том числе историю первого в мире арктического линейного ледокола «Ермак» (1899-1901), деятельность Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915), поход на ледоколе «Красин» для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле «Италия» (1928), работу советских и российских дрейфующих станций «Северный полюс» и первых советских антарктических экспедиций.
Музей Арктики и Антарктики располагает архивами известных полярных капитанов, советских полярных исследователей, а также конструкторов первого атомного ледокола «Ленин» и атомного ледокола «Арктика». Интересна коллекция живописи и графики, в которой представлены произведения художников А.А.Борисова и Н.В.Пинегина, самобытные творения Тыко Вылка и студентов Института народов Севера, представителей советского реализма И.П.Рубана, М.А.Канеева, В.В.Фоменко и других, работы участников САЭ Н.И.Швыркова и В.И. Костырского, а также профессионального путешественника Ф.Конюхова. В музее открыты три отдела: «Природа Арктики», «История исследования и освоения Северного морского пути» и «Антарктика». Кроме постоянно действующей экспозиции в музее работают временные выставки, освещающие юбилейные события в истории освоения Арктики и Антарктики.