Бальная жизнь столицы Российской Империи
Передвижение по маршруту
наземным транспортом
Начало маршрута
Как добраться?
# Елагин ост., 4

Бальная жизнь столицы Российской Империи

#
# 16.905 км.

Санкт-Петербург долгое время был столицей Российской империи, где кипела вся общественная жизнь – политика, культура, развлечения. В этом вихре великосветских условностей важной частью были балы: от роскоши великолепных дворцов императоров и знати до уюта и камерности частных домов мещан.

Данный маршрут приглашает посетить места, где в былое время проводились самые изысканные бальные вечера, сохранённые для нас исторической памятью от XVIII и XIX веков.


Во времена, когда Петр Первый создал новую столицу на берегах Невы, танцы были неотъемлемой частью жизни европейского общества, к которому стремился Император. Но танцы были только развлечением, способом организовать досуг. Считалось, что именно танец помогает в «воспитании» благородного человека.  Выработать стать, отличающую господ от простого люда, удавалось именно в танце, где также учатся и отрабатываются манеры. По тому, как человек танцует, судили о том, насколько хорошим придворным он может быть.

Первые танцевальные собрания в новой столице появляются в 1711 году. В 1718 году, после возвращения из Европы, Петр Великий издает свой знаменитый указ об ассамблеях, которые стали прообразами великолепных русских балов. Он же вводит в моду среди дворянства умение танцевать — императорская чета сама знала и любила множество танцев.

При Анне Иоанновне танцы на берегах Невы развивались все активнее. Именно эта императрица открыла прославленный Сухопутный Шляхетный корпус, в котором танцы были обязательной дисциплиной; Танцевальную школу, которая ныне известна всему миру как Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. При Анне Иоанновне же появилась традиция регулярных императорских балов – каждый год на одни и те же праздники, например, на дни памяти святых покровителей российских орденов Андрея Первозванного и Александра Невского, на святки, на тезоименитство Императрицы и на день ее восшествия на престол, в Зимнем дворце давались балы. С течением десятилетий, в правления других императоров некоторые даты менялись, но традиция ежегодных императорских балов, приуроченных к памятным дням, осталась неизменной.

«Веселая царица была Елисавет, поет и веселится…», – писал Алексей Толстой о правлении дочери Петра Великого. При Елизавете в особой моде были и балы-маскарады. Но справедливости ради надо отметить, что маскарадом зачастую назывался любой бал, для которого готовили специальные бальные костюмы, лицо при этом закрывали далеко не всегда.
Любовь к маскарадам и балам унаследовала и Екатерина Великая. При ней публичные придворные балы и маскарады не уступали в своем великолепии подобным празднествам времен Елизаветы Петровны. При дворе бал устраивался каждое воскресенье, он открывался менуэтом: великий князь с великой княгиней, за ними придворные и офицеры гвардии в звании не ниже полковника. 

В период царствования императора Павла I ситуация изменилась. Балы и маскарады государь не жаловал. Было издано распоряжение, предписывавшее гасить свет в десять часов вечера и, следовательно, заканчивать любые увеселения. На пять лет маскарады практически прекратили свое существование.

Начало правления Александра ознаменовалось пышными празднествами в обеих столицах – Петербурге и Москве. Маскарады стали одним из самых популярных увеселений XIX века благодаря присущей им свободе поведения и игровому началу. Публичные маскарады традиционно проводились в Зимнем дворце первого января, на них собирались представители различных сословий, число гостей доходило до тридцати тысяч человек. Праздники носили торжественный характер, залы украшались произведениями великих художников, по мотивам которых великосветские красавицы составляли живые картины. Балы все так же открывал «польский» танец, затем шли англезы, экосезы и кадрили. Мазурка появилась в Петербурге в 1810 году.

Во времена Николая I балы давались круглый год, за исключением постов. Главным бальным сезоном по-прежнему была зима. Балы давались в Большом театре и Дворянском собрании. Они начинались в девять или десять часов вечера под звуки полонеза из оперы Россини «Эрмиона» и продолжались зачастую до рассвета. 

При Александре Втором, во второй половине XIX столетия все большую популярность приобретают публичные балы в пользу нуждавшихся, требовавшие платы за вход или специального разрешения полиции. Публичные маскарады и концерты устраивались по инициативе Дирекции императорских театров, до шести маскарадов в год устраивали петербургское Дворянское и московское Благородное собрания. Также устраивались балы для детей. Шестнадцатого февраля 1878 года в залах Дворянского собрания Санкт-Петербурга состоялся один из благотворительных балов в пользу семейств убитых и раненых на войне, устроенный французской колонией. Несмотря на довольно высокую стоимость билетов, бал собрал около 5000 человек.

Придворные балы последней четверти XIX века, при Александре III, были глубоко символичны и имели ярко выраженный политический характер. С началом XX века бальная жизнь столицы постепенно затихала, в конце Первой мировой войны любили устраивать уютные семейные вечера. Главным же новшеством были танго и фокстрот. 

В рамках этого маршрута мы приглашаем вас посетить те места, где проводились самые интересные балы столицы.

  • Меншиковский дворец, где проходили самые первые балы в Петербурге.
  • Академия художеств, под крылом которой создавались изысканные балы художников.
  • Юсуповский дворец, где шумели великосветские приемы и танцы.
  • Театральная площадь, где в Большом и Мариинском театрах работали те, кто учил танцам весь Петербург.
  • Малый зал Филармонии, здание, в котором Энгельгардт давал свои знаменитые маскарады.
  • Большой зал Филармонии, где Дворянское собрание сдавало залы под танцы многим известным обществам.
  • Зимний дворец, куда все стремились попасти на бал к императору. 
  • Таврический дворец, где был проведен самый помпезный бал XVIII века.

    

#
Достопримечательности в составе маршрута