Бальная жизнь столицы Российской Империи
Санкт-Петербург долгое время был столицей Российской империи, где кипела вся общественная жизнь — политика, культура, развлечения. В этом вихре великосветских условностей важной частью были балы: от роскоши великолепных дворцов императоров и знати до уюта и камерности частных домов мещан.
Данный маршрут приглашает посетить места, где в былое время проводились самые изысканные бальные вечера, сохранённые для нас исторической памятью от XVIII и XIX веков.
Во времена, когда Петр Первый создал новую столицу на берегах Невы, танцы были неотъемлемой частью жизни европейского общества, к которому стремился Император. Но танцы были только развлечением, способом организовать досуг. Считалось, что именно танец помогает в «воспитании» благородного человека. Выработать стать, отличающую господ от простого люда, удавалось именно в танце, где также учатся и отрабатываются манеры. По тому, как человек танцует, судили о том, насколько хорошим придворным он может быть.
Первые танцевальные собрания в новой столице появляются в 1711 году. В 1718 году, после возвращения из Европы, Петр Великий издает свой знаменитый указ об ассамблеях, которые стали прообразами великолепных русских балов. Он же вводит в моду среди дворянства умение танцевать — императорская чета сама знала и любила множество танцев.
При Анне Иоанновне танцы на берегах Невы развивались все активнее. Именно эта императрица открыла прославленный Сухопутный Шляхетный корпус, в котором танцы были обязательной дисциплиной; Танцевальную школу, которая ныне известна всему миру как Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. При Анне Иоанновне же появилась традиция регулярных императорских балов – каждый год на одни и те же праздники, например, на дни памяти святых покровителей российских орденов Андрея Первозванного и Александра Невского, на святки, на тезоименитство Императрицы и на день ее восшествия на престол, в Зимнем дворце давались балы. С течением десятилетий, в правления других императоров некоторые даты менялись, но традиция ежегодных императорских балов, приуроченных к памятным дням, осталась неизменной.
«Веселая царица была Елисавет, поет и веселится…», – писал Алексей Толстой о правлении дочери Петра Великого. При Елизавете в особой моде были и балы-маскарады. Но справедливости ради надо отметить, что маскарадом зачастую назывался любой бал, для которого готовили специальные бальные костюмы, лицо при этом закрывали далеко не всегда.
Любовь к маскарадам и балам унаследовала и Екатерина Великая. При ней публичные придворные балы и маскарады не уступали в своем великолепии подобным празднествам времен Елизаветы Петровны. При дворе бал устраивался каждое воскресенье, он открывался менуэтом: великий князь с великой княгиней, за ними придворные и офицеры гвардии в звании не ниже полковника.
В период царствования императора Павла I ситуация изменилась. Балы и маскарады государь не жаловал. Было издано распоряжение, предписывавшее гасить свет в десять часов вечера и, следовательно, заканчивать любые увеселения. На пять лет маскарады практически прекратили свое существование.
Начало правления Александра ознаменовалось пышными празднествами в обеих столицах – Петербурге и Москве. Маскарады стали одним из самых популярных увеселений XIX века благодаря присущей им свободе поведения и игровому началу. Публичные маскарады традиционно проводились в Зимнем дворце первого января, на них собирались представители различных сословий, число гостей доходило до тридцати тысяч человек. Праздники носили торжественный характер, залы украшались произведениями великих художников, по мотивам которых великосветские красавицы составляли живые картины. Балы все так же открывал «польский» танец, затем шли англезы, экосезы и кадрили. Мазурка появилась в Петербурге в 1810 году.
Во времена Николая I балы давались круглый год, за исключением постов. Главным бальным сезоном по-прежнему была зима. Балы давались в Большом театре и Дворянском собрании. Они начинались в девять или десять часов вечера под звуки полонеза из оперы Россини «Эрмиона» и продолжались зачастую до рассвета.
При Александре Втором, во второй половине XIX столетия все большую популярность приобретают публичные балы в пользу нуждавшихся, требовавшие платы за вход или специального разрешения полиции. Публичные маскарады и концерты устраивались по инициативе Дирекции императорских театров, до шести маскарадов в год устраивали петербургское Дворянское и московское Благородное собрания. Также устраивались балы для детей. Шестнадцатого февраля 1878 года в залах Дворянского собрания Санкт-Петербурга состоялся один из благотворительных балов в пользу семейств убитых и раненых на войне, устроенный французской колонией. Несмотря на довольно высокую стоимость билетов, бал собрал около 5000 человек.
Придворные балы последней четверти XIX века, при Александре III, были глубоко символичны и имели ярко выраженный политический характер. С началом XX века бальная жизнь столицы постепенно затихала, в конце Первой мировой войны любили устраивать уютные семейные вечера. Главным же новшеством были танго и фокстрот.
•Академия художеств, под крылом которой создавались изысканные балы художников.
•Юсуповский дворец, где шумели великосветские приемы и танцы.
•Театральная площадь, где в Большом и Мариинском театрах работали те, кто учил танцам весь Петербург.
•Малый зал Филармонии, здание, в котором Энгельгардт давал свои знаменитые маскарады.
•Большой зал Филармонии, где Дворянское собрание сдавало залы под танцы многим известным обществам.
•Зимний дворец, куда все стремились попасти на бал к императору.
•Таврический дворец, где был проведен самый помпезный бал XVIII века.
Университетская наб., 15
Именно здесь, в Меншиковском дворце, проводились ассамблеи и балы Петра Великого, в том числе его свадебный бал. Позже здесь располагался Сухопутный Шляхетный корпус, первое высшее учебное заведение страны, где обучали в том числе и танцам, чтобы блистать на балах.
Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Дворец построен в стиле петровского барокко, он является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель. Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года. В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).
В Шляхетский корпус поступали дети дворян, где им давалось очень хорошее образование. Одной из дисциплин были танцы, а преподавателем — Ж.-Б. Ланде. Под его руководством кадеты ставили балетные постановки, исполняемые ими в Зимнем дворце перед императрицей Анной Иоанновной. Но так как кадеты, заканчивая корпус, уходили и из труппы, Анна Иоанновна удовлетворила прошение Ланде о создании специальной танцевальной школы, ученики которой будут должны были научиться танцевать не хуже выпускников Шляхетского корпуса.
•Академия Художеств
Университетская наб., 17
Со второй половины XIX века стали возникать профессиональные общества для социальной защиты, помощи в трудоустройстве и материальной поддержки его неимущих членов. Эти общества часто устраивали собственные благотворительные праздники. Костюмированные балы архитекторов отличались непринужденной обстановкой и танцевальными программами.
Более всего прославились традиционные балы-маскарады художников, которые появились в начале 1860-х годов и первоначально проводились в залах Академии художеств. Здесь собирали средства в помощь «недостаточным» учащимся заведения. Эти балы объединяли студентов и преподавателей в часы досуга. В пик своей популярности, в конце 1880-х ‒ начале 1900-х годов, эти костюмированные балы стали организовываться в лучших залах столицы: в здании Дворянского собрания, в театрах, в Таврическом дворце. На балы художников съезжался весь цвет Петербурга: члены царской семьи, литераторы, артисты, художественные критики и петербургские художники — от учащихся Академии до именитых мастеров.
Подготовка к балам-маскарадам шла несколько месяцев: декорации, костюмы, пригласительные билеты, живые картины и художественные процессии создавались в соответствии с выбранной темой бала. Так, например, в 1892 году бал назывался «Канун Купала», в 1900-м — «Торжество красоты, или Фрина на Элевсинском празднестве», в 1901-м — «Бал-сказка», в 1906 году состоялся «Бал-весна», в 1907-м — бальные помещения изображали афинский Акрополь и греческий рынок. Проведенный в 1908 году бал в стиле Людовика XV, помимо декораций, имитировавших мебель и украшения того времени, соответствующей музыки и костюмов, включал в себя исполнение танцев XVIII века. В год столетия А. С. Пушкина, 22 февраля 1899 года, в залах Дворянского собрания академией был организован бал памяти поэта, декорированный иллюстрациями к его сочинениям. На балах художники нередко рисовали блиц‑портреты, участвовали в конкурсах костюмов, призами на которых выступали картины именитых мастеров — Айвазовского, Репина. Студенты, не имевшие фраков, выбирали себе костюмы в академической гардеробной. Последний такой бал состоялся в 1917 году.
•Юсуповский дворец
Декабристов ул., 21А
Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII‒XX вв., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера. Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.А. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов. С 1830 по 1919 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке. Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова.
На протяжении всей его истории во дворце проводились многочисленные роскошные балы. Бальная зала дворца используется «по назначению» даже сейчас.
•Театральная площадь
Театральная площадь появилась всего спустя три десятилетия после основания города, в 1730-х годах. В начале XVIII века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга. Эта площадь образовалась в екатерининское время в связи со строительством Большого (или Каменного) театра. Театр, одновременно вмещавший до 3000 человек, был самым значительным театральным сооружением Петербурга того времени. Вечерами в Коломну съезжался весь петербургский бомонд. В 1860-х годах для опер и балетов строится новое здание Мариинского театра, где и по сей день сияют на сцене звезды Перебургского балета. На месте Большого театра возводится здание консерватории, при которой был свой собственный театр оперы и балета.
В России учителями бальных танцев были в основном танцовщики, танцовщицы и танцмейстеры Большого театра, а позже – Мариинского театров. Обучение начиналось с 5‒6 лет, и к восьми годам дети уже были знакомы с наиболее популярными танцами. Занятия проводились либо индивидуально, либо в группах с детьми сразу из нескольких семей. Считалось, что «вместе с выправкой тела выправляется душа». В начале XIX столетия методика обучения бальным танцам отличалась строгостью и системностью: детей заставляли помногу повторять всевозможные танцевальные движения. Учителя «старой закалки» разучивали с ними менуэт a la reine и не спешили переходить к освоению новых танцев, пока менуэт не исполнялся безукоризненно. Танцы позволяли молодым людям приобрести грацию и «царственную осанку» на всю жизнь. В Петербурге преподавали Пик, Юар, впоследствии — Огюст, Дидло, Колосова, Новицкая, Дютак, Эбергард, известные танцмейстеры и танцовщики. К концу века преподаванием танцев занимались многие артисты балета. Отдельно нужно упомянуть Леонида Стуколкина и Николая Гавликовского, танцевавших в кордебалете, но выпускавших специальные справочники по танцам «для всех желающих».
•Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича | Малый Зал им. М.И.Глинки
Невский пр., 30
С начала XIX в. здесь проходили концерты Петербургского филармонического общества. В 1823‒1828 гг. на 1 этаже помещалась книжная лавка И. В. Слёнина, где бывали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, К. Ф. Рылеев.
В 1829‒1832 дом, принадлежавший О. М. Энгельгардт (в девичестве — Кусовниковой), был перестроен архитектором П. П. Жако в формах позднего классицизма. Здание стало 4-этажным, центральная часть выходящего на Невский проспект фасада отмечена портиком на уровне 3-го и 4-го этажей. Среди новых помещений особо выделялся концертный зал с прекрасной акустикой. Муж хозяйки, полковник В. В. Энгельгардт продолжал по традиции устраивать музыкальные вечера. В XIX веке в России распространяются коммерческие балы. В этом доме в 1830-х годах (до запрета проведения коммерческих балов частными лицами) часто устраивались балы-маскарады, именно на таком балу происходит действие драмы Лермонтова «Маскарад».
У Энгельгардта проходили вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний. В Филармоническом зале выступали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, Ф. Лист, К. Шуман, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, П. Виардо. В 1845‒1850-х гг. на первом этаже находилась книжная лавка А. Ф. Смирдина.
В 1859 г., когда дом принадлежал Е. В. Ольхиной, в нём размещался Купеческий клуб; в 1869‒1900-х гг. — Учетный и ссудный банк. В начале 1880-х гг. был выполнен ряд переделок и построено хранилище банка во дворе (арх. Р. Б. Бернгард и П. В. Алиш). В 1895‒1896 годах произведена реконструкция банковских помещений (арх. Л. Н. Бенуа).
Михайловская ул., 2
Дворянское собрание было центром бальной жизни в XIX веке. Залы не только использовались самим собранием, но и сдавались в аренду другим обществам (например, обществу художников). В здании Дворянского собрания в Петербурге традиционно устраивался Рождественский бал для детей.
Балы были местом, где происходило представление молодых людей обществу, именно здесь начиналась их взрослая жизнь в высшем свете. Девушка начинала посещать балы в возрасте 16‒18 лет, когда она считалась невестой, юноша того же возраста выезжал лишь на частные балы, первое появление молодого дворянина на больших балах было связано уже с получением им офицерского чина или государственной должности. Первый бал представлял собой подобие экзамена на аттестат зрелости, удача на нем обеспечивала дальнейший успех в свете.
Дворцовая пл., 2
Несомненно, императорские балы были самыми роскошными в городе. Они еще со времен Анны Иоанновны, чей дворец стоял здесь же, шли по строгому регламенту и в одни и те же даты каждый год. На императорские балы высший свет приглашался по особым спискам, куда все стремились попасть.
В период последнего царствования придворный бал в Николаевском зале давался один раз в год. На него приглашались состоящие в одном из четырех классов иностранные дипломаты с семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры-«танцоры», некоторые лица по специальному указанию их величеств. Царь выходил под полонез, за полонезом следовал вальс, а ужин начинался после мазурки.
Последний костюмированный бал в Зимнем дворце прошел в 1903 году, он был стилизован под Россию XVII века. Накануне русско-японской войны обращение к русской теме было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре.
Последний бал в Зимнем был дан в январе 1904 года.
•Таврический дворец
Шпалерная ул., 47
Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.
В этом дворце в 1791 году был дан самый знаменитый бал XVIII столетия — в честь взятия Измаила (а фактически ¾ подарок Потемкина Екатерине Второй в надежде вернуть ее милость). Кроме невероятных расходов, бал был известен тем, что к нему готовился весь высший свет: самые имениты аристократы исполняли показательную кадриль, танцы для которой сочинил прекрасный балетмейстер Шарль Ле Пик, музыку Осип Козловский, а стихотворное сопровождение — Гавриил Державин.