Передвижение по маршруту
Начало маршрута
Как добраться?
Васильевский Остров
Васильевский остров — один из самых больших островов Санкт-Петербурга, изначально задумывался как центр столицы
Изначально Петр Первый хотел сделать Васильевский остров центром столицы. В начале XVIII века здесь было построено первое каменное здание Санкт-Петербурга – Меншиковский дворец для князя А. Д. Меншикова.
Расположенные здесь Ростральные колонны и здание Биржи служат напоминанием о том, что некогда здесь находился городской торговый порт. Позже Васильевский остров утратил свое первоначальное назначение и стал средоточием интеллектуальной жизни. Именно здесь расположен университет и множество музеев, в том числе первый музей Петербурга – Кунсткамера.
Большинство первых жилых домов и храмов сохранились до нашего времени, лишь слегка изменившись. Здесь расположены такие памятники архитектуры как здание Академии художеств (авторы – А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот), здание Горного института, Дом Академиков, в котором в разное время проживали 26 великих российских ученых, здание Гостиного двора, два каменных сфинкса, смотрящих друг на друга и другие.
•Пакгаузы
Университетская наб., 1 и Биржевой пр., 6
Простые по своей архитектуре пакгаузы прекрасно дополняют архитектурный ансамбль Стрелки. Свой нынешний облик ансамбль Биржевой площади приобрел в начале XIX века. Сначала было построено новое здание Биржи по проекту Тома де Томона. А в 1826 году близ Биржи началось строительство двух корпусов пакгаузов, предназначенных под склады и выставки товаров, а так же здания Таможни по проекту арх. И.Ф.Лукини.
Простые по своей архитектуре пакгаузы дополняют ансамбль, простота торцовых фасадов, обращенных в сторону площади, не отвлекает внимание от самого здания Биржи. Парадные фасады пакгаузов, украшенные колоннами, выходят на набережные Большой и Малой Невы.
В здании южного пакгауза расположился Зоологический институт РАН, основанный в 1930 году. Выставочной частью института является Зоологический музей, официальное открытие которого состоялось в 1832 году. В здании северного пакгауза расположился музей почвоведения им. Докучаева.
•Здание Биржи
Биржевая пл., 4
Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Разработка проекта была поручена архитектору Тома де Томону. В 1805—1810 годах архитектор Тома де Томон построил на площади здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Но постройка не была закончена из-за войны с Наполеоном. Официальное открытие Биржи состоялось лишь 15 июля 1816 года.
С 1939-1941 годов в здании располагается Центральный военно-морской музей. История самого музея начинается с 1709 года, когда Пётр I приказал собирать коллекции, отражающие историю русского флота. В собрании музея находится более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия. В числе экспонатов — «Дедушка русского флота» ботик Петра I.
На рубеже 2000-2010-х годов было принято решение о переводе Центрального Военно-Морского музея из здания Биржи на новую площадку. В настоящее время оно принадлежит Государственному Эрмитажу.
•Ростральные Колонны
В XIX веке выполняли функцию маяков порта северной столицы. Архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом и олицетворяют великие реки России. Открытие состоялось в 1815 г.
В XIX веке колонны выполняли функцию маяков порта северной столицы. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Так было до 1896 года, тогда к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии. В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.
•Набережная Макарова
Васильевский остров
Набережная соединяет стрелку Васильевского острова с набережной реки Смоленки. Набережная Макарова находится на берегу Малой Невы, в северной части Васильевского острова. Освоение прилегающей к ней территории началось в 1720-х годах, когда сюда был переведён морской торговый порт.
Первое официальное название этот берег Невы получил в 1776 году. Участок магистрали от Тифлисской улицы до Кадетской линии в 1776 году стал именоваться Гостиной улицей, по располагающемуся здесь Гостиному двору.
После перевода петербургского торгового порта с набережной стали выводить и обслуживающие порт организации. В 1952 года магистраль стала называться набережной Макарова в честь знаменитого учёного и флотоводца Степана Осиповича Макарова.
Капитальный ремонт набережной Макарова проходил в 1960-х годах. Тогда магистраль была создана практически заново. Проект набережной был составлен архитекторами Л. А. Носковым, инженерами А. Д. Гутцайтом и Б. Б. Левиным.
•Здание Таможни
Макарова наб., 4
Первый и самый крупный национальный общелитературный музей
Историческое здание в стиле классицизма, входящее в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Таможня была построена в 1829-1832 годах по проекту И. Ф. Лукини на месте особняка Лопухиных. С 1927 года в здании находятся Институт русской литературы и Литературный музей (Пушкинский Дом). По углам фронтона здания установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера (древнеримские боги — покровители торговли, мореплавания и плодородия). Львы служат хорошим украшением пристани, гармонируя с ее строгим классическим стилем.
Строительство здания вызвано развитем порта, который в то время находился на стрелке ВО.
Сравните здание Таможни со зданием Кунскамеры. Считается, что они перекликаются своим внешним видом, подчёркивая симетрию ансамбля Стрелки Васильевского острова.
•Институт физиологии им. Павлова
Макарова наб., 6
Одно из крупнейших многопрофильных физиологических учреждений страны.
Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН, организованный в 1925 г., ведет свое начало от Физиологической лаборатории, созданной в конце XIX века. Возглавил Институт первый отечественный лауреат Нобелевской премии академик И.П.Павлов. Основная задача института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов. В 1934 г. были организованы новые отделы и созданы предпосылки для углубленного изучения основ физиологии и психологии головного мозга животных и человека. По инициативе И. П. Павлова начались исследования в области нейрогенетики.
В 1936 г., после кончины И. П. Павлова, институту присвоено его имя. Возглавил институт ученик И. П. Павлова академик Л. А. Орбели (1936—1950). Получили развитие исследования биохимии и биофизики клетки, эволюционная, сравнительная, возрастная физиология, физиология вегетативной нервной системы и физиология органов чувств. В годы Великой Отечественной войны сотрудники института разрабатывали прикладные проблемы. В 50-е гг. институт стал крупнейшим физиологическим центром.
В настоящее время Институт физиологии им. И. П. Павлова — одно из крупнейших многопрофильных физиологических учреждений страны. Главное здание института находится в Санкт-Петербурге, однако большая его часть расположена в основанном И. П. Павловым научном городке в Колтушах, под Санкт-Петербургом. Институт располагает одной из крупнейших научных библиотек физиологического профиля, основанной в конце прошлого столетия в Физиологической лаборатории Российской академии наук.
•Библиотека Академии Наук
Биржевая линия, 1
Одна из крупнейших библиотек мира. Она основана Петром I, хотя сам декрет до наших дней не дошел и датой основания считается сентябрь 1714 года — начало выдачи читателям книг из библиотеки.
Первая государственная общедоступная библиотека России. Основу её фонда составили рукописи и книги Кремлевской царской библиотеки в Москве, личного собрания Петра I в Летнем дворце, Аптекарского приказа, Готторптской библиотеки герцогов Голштинских, Митавской библиотеки герцогов Курляндских, а также книжные и рукописные коллекции сподвижников Петра I.
В1901 году из-за ветхости системы отопления в Библиотеке произошел пожар, во время которого погибло более 1 500 томов ценных изданий. Это событие ускорило решение вопроса о строительстве нового здания для Библиотеки. В 1910 была утверждена правительственная смета на строительство нового здания Библиотеки, в 1914 строительство было закончено, но из-за начавшейся Первой мировой войны оно было передано военному министерству, которое разместило в нем 166-й сводный эвакуационный госпиталь. Библиотека въехала в это здание только в 1925.
•Площадь академика Сахарова
Площадь в Санкт-Петербурге, название которой посвящено академику А. Д. Сахарову, советскому физику, академику, политическому деятелю, диссиденту и правозащитнику.
Площадь названа так в 1996 году, в честь 75-й годовщины со дня рождения А.Д. Сахарова, здесь также установлен памятник академику.
Возле площади располагается Здание Двенадцати коллегий (ныне — СПбГУ), Исторический факультет СПбГУ, Философский факультет СПбГУ, Библиотека Российской академии наук.
•Памятник Сахарову
Первый в стране памятник величайшему гуманисту и академику Памятник, находящийся на площади Академика Сахарова, был установлен в 2003 году.
Бронзовая фигура Сахарова установлена на большом гранитном валуне с информационной доской, высота которого составляет 1,9 метра. Высота скульптуры составляет 3,5 метра. Памятник создан скульптором Л. Лазаревым в дар городу при финансировании проекта частными лицами.
•Новобиржевой Гостиный Двор
Менделеевская линия В.О., 5
Здание сохранилось до наших времен практически в первозданном виде
К концу 18 века торговые здания на Васильевском острове, включая здания старой Биржи и Таможни, устарели. Появилась необходимость в новых постройках. При Павле I появляется новый план застройки Стрелки Васильевского Острова, в числе новых зданий планировалось возвести здания Гостиного двора и Новой Биржи. В 1800 году постройка здания по проекту архитектора Д. Кваренги началась. Здание Новобиржевого Гостиного двора построено в виде замкнутого четырехугольника с большим внутренним двором.
Из-за участия России в Наполеоновских войнах строительство Гостиного двора шло медленными темпами, а впоследствии и вовсе застопорилось. Во второй половине 1800-х годов, когда Жан Тома де Томон начал строительство здания Новой Биржи, постройка и вовсе была разобрана. Возобновление и окончание постройки относится к 1815 году.
В XIX — начале XX века этот Гостиный двор использовался, в основном, для торгово-технических целей, преимущественно, в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано Историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года.
В 1936 году был сделан ряд нововведений. По проекту Я. Я. Кетчера, А. А. Завардина и В. Н. Пилявского, интерьеры были кардинально изменены. До войны в здании Новобиржевого Гостиного двора помимо Исторического размещались филологический и географический факультеты и военная кафедра. Во время войны в здании располагался госпиталь.
Сейчас в здании располагается и Медицинский колледж СПбГУ. Новобиржевой гостиный двор на Васильевском острове сохранился до наших времен практически в первозданном виде, он охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения и служит ярким примером русской классицистической архитектуры начала ХIХ века.
•Здание Двенадцати коллегий
Университетская наб., 7
Крупнейший памятник Петровского барокко
Здание 12 коллегий - здание на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х годов. В 1737—1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.
В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета.
•Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Университетская наб., 3
Один из крупнейших этнографических музеев мира - преемник Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук - один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. Кунсткамера создавалась с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.
Сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв.
Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире.
Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.
•Здание Академии Наук
Университетская наб., 5
Здание Академии — памятник архитектуры строгого классицизма.
Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Д. Кваренги создал соответствующий проект, дом был построен к 1787 году. Здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.
Длина его фасада здания 100,97 метра. С этим зданием была связана деятельность таких учёных как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, А. Н. Крылов. В 1826 году был утверждён проект застройки квартала за зданием на набережной. Здесь к 1831 году построили музейный флигель Академии наук (Биржевой проезд, дом №2). В 1828 году в здание Академии наук из Кунсткамеры перевели Физический кабинет, преобразованный в начале ХХ века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году был образован Физико-математический институт. Он был переведён в Москву в 1934 году вслед за Академией наук. Постепенно в облик здания Академии наук вносились изменения. В 1881 году сделанная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решёткой. Малый конференц-зал здания Академии наук связан с деятельностью В. И. Ленина. Здесь в весеннюю и осеннюю сессии 1891 года он сдавал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. Несколько помещений в 1913-1922 годах здесь занимал "Пушкинский дом". При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1925 году на верхней площадке парадной лестницы была помещена мозаичная картина "Полтавская баталия", созданная Ломоносовым в 1764 году. В 1934 году Президиум Академии наук СССР перевели в Москву, здесь оставили архив и библиотеку, Ленинградский научный центр НИИ СССР. В здании на берегу Невы в 1930-х годах работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. С 1937 по 1945 год здесь находилась квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.
Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года.
•Памятник Ломоносову
Памятник находится возле Санкт-Петербургского государственного университета.
Это место для открытия памятника было выбрано не случайно, ведь Михаил Васильевич был студентом этого учебного заведения, а спустя годы был назначен ректором. Торжественное открытие памятника состоялось 21 ноября 1986 г. в день 275-летия со дня рождения Михаила Васильевича.
Фигура Ломоносова выполнена из бронзы и установлена на красный гранитный постамент. Высота памятника составляет 3 метра. Монумент выполнен в традиционном классическом стиле.
•Дворец Петра II
Университетская наб., 7-9-11В
Существующее сейчас здание построено по приказу Александра Даниловича Меншикова для своего воспитанника - будущего императора Петра Алексеевича (Петра II). В настоящее время в бывшем дворце Петра II размещаются восточный и филологический факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Александр Данилович Меншиков желал приобрести родство с царской семьёй, потому состоялось обручение его дочери с ещё молодым Петром Алексеевичем. Именно по этому случаю 11 июня 1727 года на этом участке был заложен дворец для будущего царя Петра II. На церемонии закладки присутствовал автор проекта здания Доменико Трезини и сам Пётр II. Доменико Трезини предложил проект просторного дворца на месте дома Федора Соловьева, дворецкого светлейшего князя Меньшикова, который был отобран у него после заточения в тюрьму за неуплату государственных пошлин. Этот перестроенный дом и образовал восточное крыло нового дворца.
Следы первоначальной отделки здания не сохранились, однако сегодня по-прежнему можно увидеть часть дома Соловьева – в подвале восточного крыла дворца сохранилась старинная кладка сводов. Оставшиеся помещения дворца многократно перестраивались. Кроме того, сам Пётр Второй здесь никогда не жил, так как в 1728 году с правительством переехал в Москву, вскоре малолетний император скончался от оспы. После смерти царя в 1730 году стройка на Васильевском острове была приостановлена. Впоследствии постройки отошли военной коллегии, представители которой поселили в корпусе бывшего дворца дипломатов и купцов с Востока.
Лишь в 1761 году дворцовый комплекс был закончен и передан первому кадетскому корпусу. Над перестройкой дворца работал зодчий И.Борхард. В конце XVIII века в здании на Университетской набережной размещались дворянский банк и кофейный дом британского купца Грея.
Впоследствии здесь размещались историко-филологический институт, институт Литературы и Истории, Педагогический институт. Сейчас здесь размещается Восточный и Филологический факультеты Санкт-Петербургского государственного университета.
В настоящее время так называемый «Парк современной скульптуры», расположенный во дворе здания Восточного и Филологического факультетов, является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть памятники Иосифу Бродскому, Анне Ахматовой, Антиоху Кантемиру, академику Иосифу Орбелли, Александру Блоку и другим выдающимся людям. Кроме того во дворе бывшего дворца находятся легендарные в студенческой среде скульптуры «Маленький принц», «Такса» и «Бегемот».
•Манеж Кадетского Корпуса
Университетская наб., 13
Манеж находится на территории бывшей усадьбы князя А. Д. Меншикова. В 1734 году здесь было построено деревянное здание манежа для Кадетского корпуса по проекту И. Я. Бланка. Постройка быстро обветшала, и было принято решение о строительстве нового здания. Оно было построено в 1756-1759 годах по проекту архитекторов И. Г. Борхарда и И. Я. Шумахера. Здание манежа состоит из двух корпусов, расположенных в форме буквы "Т".
С середины XIX века в здании манежа размещалось Главное управление военно-учебными заведениями и архив. Позднее началась реставрация здания манежа Кадетского корпуса, осуществлены частичная перепланировка здания, работы проходили под руководством архитектора В. В. Кокорева.
В советское время манеж принадлежал военному ведомству. После реставрации 2003-2005 годов, здесь открылся ресторан и выставочный зал.
•Румянцевская площадь
Свое название площадь получила по установленному на на ней памятнику-обелиску П. А. Румянцеву.
Площадь находится между Университетской набережной, 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.
В конце XVIII века это место было парадным плацем Кадетского корпуса, который размещался во дворце Меншикова. В 19-м веке сюда был перенесён памятник-обелиск П. А. Румянцеву, и площадь стала называться Румянцевская. В 1860-х годах на средства купца С. Ф. Соловьёва на месте плаца был разбит сад. По проекту Н. Н. Ковригина здесь были разбиты аллеи, высажены деревья, была установлена чугунная ограда.
Позднее площадь была переименована, 1939 года по 2001 года носила название площадь Шевченко, в честь Т. Г. Шевченко, украинского поэта и художника, поскольку, он жил и работал в Академии Художеств, здание которой выходит на площадь. С 2001 года площади возвращено историческое название. В 2002-2003 годах в Румянцевском саду проходила реставрация.
•Обелиск Румянцева
Под предводительством фельдмаршала Румянцева были одержаны победы при Ларге и Кагуле в русской-турецкой войне.
В 1798 году император Павел I своим указом выделил средства на сооружение монумента в честь побед генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Монумент, созданный по проекту В. Бренны, был первоначально установлен на Марсовом поле.
В 19-м веке, памятник было решено перенести. Его установили на плацу между зданиями Академии художеств и Кадетского корпуса (Меншиковский дворец), где учился сам Румянцев. В 1860-х годах памятник был окружен Румянцевским садом.
•Академия Художеств
Университетская наб., 17
Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи
Академия художеств, или «Академия трех знатнейших художеств» (то есть — живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.
В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.
Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с Английской набережной.
Среди прославленных выпускников Академии - художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко.
Не многие знают, что практически одновременно с Академией художеств был основан и музей, который сегодня является одним из старейших художественных музеев России. Первоначально музей выполнял учебные функции - в нем хранились работы лучших учеников Академии, а также образцы высокого искусства, которые можно и должно было изучать и копировать. Очень скоро коллекция музея превратилась в одно из лучших художественных собраний в стране.
В настоящее время экспозиция научно-исследовательского музея Российской академии художеств располагается в залах на трех этажах так называемого "циркуля" - центрального внутреннего двора круглой формы. На первом этаже находится отдел слепков, на втором - собрание живописи русской академической школы. Отдел архитектуры, в котором представлены уникальные проектные модели 18-19 веков, располагается на третьем этаже "циркуля". Среди экспонатов - модели зданий Смольного монастыря, Академии художеств, Биржи, Исаакиевского собора и многих других памятников Северной столицы.
•Сфинксы и грифоны на Университетской набережной
Университетская наб.,17
Сфинксам на Университетской набережной около 3,5 тыс. лет. Берег возле Академии художеств охраняют сфинксы и грифоны.
Сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Головы сфинксов являются портретными изображениями фараона Аменхотепа III, надписи на сфинксах представляют собой его полное имя. В 1831 году сфинксы были приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I русским путешественником А. Н. Муравьёвым. В 1832 году сфинксы прибыли в Петербург. Первые два года они находились во дворе Академии художеств. Свое место на набережной сфинксы заняли в 1834 году.
Существует любопытная примета, связанная с этими мистическими животными. Молодожены также облюбовали это место на набережной. По традиции, новобрачные должны выпить шампанское около сфинксов, написать желания, положить в пустую бутылку и выбросить ее в Неву.
Расположенные здесь Ростральные колонны и здание Биржи служат напоминанием о том, что некогда здесь находился городской торговый порт. Позже Васильевский остров утратил свое первоначальное назначение и стал средоточием интеллектуальной жизни. Именно здесь расположен университет и множество музеев, в том числе первый музей Петербурга – Кунсткамера.
Большинство первых жилых домов и храмов сохранились до нашего времени, лишь слегка изменившись. Здесь расположены такие памятники архитектуры как здание Академии художеств (авторы – А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот), здание Горного института, Дом Академиков, в котором в разное время проживали 26 великих российских ученых, здание Гостиного двора, два каменных сфинкса, смотрящих друг на друга и другие.
•Пакгаузы
Университетская наб., 1 и Биржевой пр., 6
Простые по своей архитектуре пакгаузы прекрасно дополняют архитектурный ансамбль Стрелки. Свой нынешний облик ансамбль Биржевой площади приобрел в начале XIX века. Сначала было построено новое здание Биржи по проекту Тома де Томона. А в 1826 году близ Биржи началось строительство двух корпусов пакгаузов, предназначенных под склады и выставки товаров, а так же здания Таможни по проекту арх. И.Ф.Лукини.
Простые по своей архитектуре пакгаузы дополняют ансамбль, простота торцовых фасадов, обращенных в сторону площади, не отвлекает внимание от самого здания Биржи. Парадные фасады пакгаузов, украшенные колоннами, выходят на набережные Большой и Малой Невы.
В здании южного пакгауза расположился Зоологический институт РАН, основанный в 1930 году. Выставочной частью института является Зоологический музей, официальное открытие которого состоялось в 1832 году. В здании северного пакгауза расположился музей почвоведения им. Докучаева.
•Здание Биржи
Биржевая пл., 4
Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Разработка проекта была поручена архитектору Тома де Томону. В 1805—1810 годах архитектор Тома де Томон построил на площади здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Но постройка не была закончена из-за войны с Наполеоном. Официальное открытие Биржи состоялось лишь 15 июля 1816 года.
С 1939-1941 годов в здании располагается Центральный военно-морской музей. История самого музея начинается с 1709 года, когда Пётр I приказал собирать коллекции, отражающие историю русского флота. В собрании музея находится более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия. В числе экспонатов — «Дедушка русского флота» ботик Петра I.
На рубеже 2000-2010-х годов было принято решение о переводе Центрального Военно-Морского музея из здания Биржи на новую площадку. В настоящее время оно принадлежит Государственному Эрмитажу.
•Ростральные Колонны
В XIX веке выполняли функцию маяков порта северной столицы. Архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом и олицетворяют великие реки России. Открытие состоялось в 1815 г.
В XIX веке колонны выполняли функцию маяков порта северной столицы. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Так было до 1896 года, тогда к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии. В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.
•Набережная Макарова
Васильевский остров
Набережная соединяет стрелку Васильевского острова с набережной реки Смоленки. Набережная Макарова находится на берегу Малой Невы, в северной части Васильевского острова. Освоение прилегающей к ней территории началось в 1720-х годах, когда сюда был переведён морской торговый порт.
Первое официальное название этот берег Невы получил в 1776 году. Участок магистрали от Тифлисской улицы до Кадетской линии в 1776 году стал именоваться Гостиной улицей, по располагающемуся здесь Гостиному двору.
После перевода петербургского торгового порта с набережной стали выводить и обслуживающие порт организации. В 1952 года магистраль стала называться набережной Макарова в честь знаменитого учёного и флотоводца Степана Осиповича Макарова.
Капитальный ремонт набережной Макарова проходил в 1960-х годах. Тогда магистраль была создана практически заново. Проект набережной был составлен архитекторами Л. А. Носковым, инженерами А. Д. Гутцайтом и Б. Б. Левиным.
•Здание Таможни
Макарова наб., 4
Первый и самый крупный национальный общелитературный музей
Историческое здание в стиле классицизма, входящее в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Таможня была построена в 1829-1832 годах по проекту И. Ф. Лукини на месте особняка Лопухиных. С 1927 года в здании находятся Институт русской литературы и Литературный музей (Пушкинский Дом). По углам фронтона здания установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера (древнеримские боги — покровители торговли, мореплавания и плодородия). Львы служат хорошим украшением пристани, гармонируя с ее строгим классическим стилем.
Строительство здания вызвано развитем порта, который в то время находился на стрелке ВО.
Сравните здание Таможни со зданием Кунскамеры. Считается, что они перекликаются своим внешним видом, подчёркивая симетрию ансамбля Стрелки Васильевского острова.
•Институт физиологии им. Павлова
Макарова наб., 6
Одно из крупнейших многопрофильных физиологических учреждений страны.
Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН, организованный в 1925 г., ведет свое начало от Физиологической лаборатории, созданной в конце XIX века. Возглавил Институт первый отечественный лауреат Нобелевской премии академик И.П.Павлов. Основная задача института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов. В 1934 г. были организованы новые отделы и созданы предпосылки для углубленного изучения основ физиологии и психологии головного мозга животных и человека. По инициативе И. П. Павлова начались исследования в области нейрогенетики.
В 1936 г., после кончины И. П. Павлова, институту присвоено его имя. Возглавил институт ученик И. П. Павлова академик Л. А. Орбели (1936—1950). Получили развитие исследования биохимии и биофизики клетки, эволюционная, сравнительная, возрастная физиология, физиология вегетативной нервной системы и физиология органов чувств. В годы Великой Отечественной войны сотрудники института разрабатывали прикладные проблемы. В 50-е гг. институт стал крупнейшим физиологическим центром.
В настоящее время Институт физиологии им. И. П. Павлова — одно из крупнейших многопрофильных физиологических учреждений страны. Главное здание института находится в Санкт-Петербурге, однако большая его часть расположена в основанном И. П. Павловым научном городке в Колтушах, под Санкт-Петербургом. Институт располагает одной из крупнейших научных библиотек физиологического профиля, основанной в конце прошлого столетия в Физиологической лаборатории Российской академии наук.
•Библиотека Академии Наук
Биржевая линия, 1
Одна из крупнейших библиотек мира. Она основана Петром I, хотя сам декрет до наших дней не дошел и датой основания считается сентябрь 1714 года — начало выдачи читателям книг из библиотеки.
Первая государственная общедоступная библиотека России. Основу её фонда составили рукописи и книги Кремлевской царской библиотеки в Москве, личного собрания Петра I в Летнем дворце, Аптекарского приказа, Готторптской библиотеки герцогов Голштинских, Митавской библиотеки герцогов Курляндских, а также книжные и рукописные коллекции сподвижников Петра I.
В1901 году из-за ветхости системы отопления в Библиотеке произошел пожар, во время которого погибло более 1 500 томов ценных изданий. Это событие ускорило решение вопроса о строительстве нового здания для Библиотеки. В 1910 была утверждена правительственная смета на строительство нового здания Библиотеки, в 1914 строительство было закончено, но из-за начавшейся Первой мировой войны оно было передано военному министерству, которое разместило в нем 166-й сводный эвакуационный госпиталь. Библиотека въехала в это здание только в 1925.
•Площадь академика Сахарова
Площадь в Санкт-Петербурге, название которой посвящено академику А. Д. Сахарову, советскому физику, академику, политическому деятелю, диссиденту и правозащитнику.
Площадь названа так в 1996 году, в честь 75-й годовщины со дня рождения А.Д. Сахарова, здесь также установлен памятник академику.
Возле площади располагается Здание Двенадцати коллегий (ныне — СПбГУ), Исторический факультет СПбГУ, Философский факультет СПбГУ, Библиотека Российской академии наук.
•Памятник Сахарову
Первый в стране памятник величайшему гуманисту и академику Памятник, находящийся на площади Академика Сахарова, был установлен в 2003 году.
Бронзовая фигура Сахарова установлена на большом гранитном валуне с информационной доской, высота которого составляет 1,9 метра. Высота скульптуры составляет 3,5 метра. Памятник создан скульптором Л. Лазаревым в дар городу при финансировании проекта частными лицами.
•Новобиржевой Гостиный Двор
Менделеевская линия В.О., 5
Здание сохранилось до наших времен практически в первозданном виде
К концу 18 века торговые здания на Васильевском острове, включая здания старой Биржи и Таможни, устарели. Появилась необходимость в новых постройках. При Павле I появляется новый план застройки Стрелки Васильевского Острова, в числе новых зданий планировалось возвести здания Гостиного двора и Новой Биржи. В 1800 году постройка здания по проекту архитектора Д. Кваренги началась. Здание Новобиржевого Гостиного двора построено в виде замкнутого четырехугольника с большим внутренним двором.
Из-за участия России в Наполеоновских войнах строительство Гостиного двора шло медленными темпами, а впоследствии и вовсе застопорилось. Во второй половине 1800-х годов, когда Жан Тома де Томон начал строительство здания Новой Биржи, постройка и вовсе была разобрана. Возобновление и окончание постройки относится к 1815 году.
В XIX — начале XX века этот Гостиный двор использовался, в основном, для торгово-технических целей, преимущественно, в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано Историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года.
В 1936 году был сделан ряд нововведений. По проекту Я. Я. Кетчера, А. А. Завардина и В. Н. Пилявского, интерьеры были кардинально изменены. До войны в здании Новобиржевого Гостиного двора помимо Исторического размещались филологический и географический факультеты и военная кафедра. Во время войны в здании располагался госпиталь.
Сейчас в здании располагается и Медицинский колледж СПбГУ. Новобиржевой гостиный двор на Васильевском острове сохранился до наших времен практически в первозданном виде, он охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения и служит ярким примером русской классицистической архитектуры начала ХIХ века.
•Здание Двенадцати коллегий
Университетская наб., 7
Крупнейший памятник Петровского барокко
Здание 12 коллегий - здание на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х годов. В 1737—1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.
В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета.
•Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Университетская наб., 3
Один из крупнейших этнографических музеев мира - преемник Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук - один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. Кунсткамера создавалась с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.
Сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв.
Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире.
Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.
•Здание Академии Наук
Университетская наб., 5
Здание Академии — памятник архитектуры строгого классицизма.
Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Д. Кваренги создал соответствующий проект, дом был построен к 1787 году. Здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.
Длина его фасада здания 100,97 метра. С этим зданием была связана деятельность таких учёных как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, А. Н. Крылов. В 1826 году был утверждён проект застройки квартала за зданием на набережной. Здесь к 1831 году построили музейный флигель Академии наук (Биржевой проезд, дом №2). В 1828 году в здание Академии наук из Кунсткамеры перевели Физический кабинет, преобразованный в начале ХХ века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году был образован Физико-математический институт. Он был переведён в Москву в 1934 году вслед за Академией наук. Постепенно в облик здания Академии наук вносились изменения. В 1881 году сделанная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решёткой. Малый конференц-зал здания Академии наук связан с деятельностью В. И. Ленина. Здесь в весеннюю и осеннюю сессии 1891 года он сдавал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. Несколько помещений в 1913-1922 годах здесь занимал "Пушкинский дом". При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1925 году на верхней площадке парадной лестницы была помещена мозаичная картина "Полтавская баталия", созданная Ломоносовым в 1764 году. В 1934 году Президиум Академии наук СССР перевели в Москву, здесь оставили архив и библиотеку, Ленинградский научный центр НИИ СССР. В здании на берегу Невы в 1930-х годах работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. С 1937 по 1945 год здесь находилась квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.
Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года.
•Памятник Ломоносову
Памятник находится возле Санкт-Петербургского государственного университета.
Это место для открытия памятника было выбрано не случайно, ведь Михаил Васильевич был студентом этого учебного заведения, а спустя годы был назначен ректором. Торжественное открытие памятника состоялось 21 ноября 1986 г. в день 275-летия со дня рождения Михаила Васильевича.
Фигура Ломоносова выполнена из бронзы и установлена на красный гранитный постамент. Высота памятника составляет 3 метра. Монумент выполнен в традиционном классическом стиле.
•Дворец Петра II
Университетская наб., 7-9-11В
Существующее сейчас здание построено по приказу Александра Даниловича Меншикова для своего воспитанника - будущего императора Петра Алексеевича (Петра II). В настоящее время в бывшем дворце Петра II размещаются восточный и филологический факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Александр Данилович Меншиков желал приобрести родство с царской семьёй, потому состоялось обручение его дочери с ещё молодым Петром Алексеевичем. Именно по этому случаю 11 июня 1727 года на этом участке был заложен дворец для будущего царя Петра II. На церемонии закладки присутствовал автор проекта здания Доменико Трезини и сам Пётр II. Доменико Трезини предложил проект просторного дворца на месте дома Федора Соловьева, дворецкого светлейшего князя Меньшикова, который был отобран у него после заточения в тюрьму за неуплату государственных пошлин. Этот перестроенный дом и образовал восточное крыло нового дворца.
Следы первоначальной отделки здания не сохранились, однако сегодня по-прежнему можно увидеть часть дома Соловьева – в подвале восточного крыла дворца сохранилась старинная кладка сводов. Оставшиеся помещения дворца многократно перестраивались. Кроме того, сам Пётр Второй здесь никогда не жил, так как в 1728 году с правительством переехал в Москву, вскоре малолетний император скончался от оспы. После смерти царя в 1730 году стройка на Васильевском острове была приостановлена. Впоследствии постройки отошли военной коллегии, представители которой поселили в корпусе бывшего дворца дипломатов и купцов с Востока.
Лишь в 1761 году дворцовый комплекс был закончен и передан первому кадетскому корпусу. Над перестройкой дворца работал зодчий И.Борхард. В конце XVIII века в здании на Университетской набережной размещались дворянский банк и кофейный дом британского купца Грея.
Впоследствии здесь размещались историко-филологический институт, институт Литературы и Истории, Педагогический институт. Сейчас здесь размещается Восточный и Филологический факультеты Санкт-Петербургского государственного университета.
В настоящее время так называемый «Парк современной скульптуры», расположенный во дворе здания Восточного и Филологического факультетов, является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть памятники Иосифу Бродскому, Анне Ахматовой, Антиоху Кантемиру, академику Иосифу Орбелли, Александру Блоку и другим выдающимся людям. Кроме того во дворе бывшего дворца находятся легендарные в студенческой среде скульптуры «Маленький принц», «Такса» и «Бегемот».
•Манеж Кадетского Корпуса
Университетская наб., 13
Манеж находится на территории бывшей усадьбы князя А. Д. Меншикова. В 1734 году здесь было построено деревянное здание манежа для Кадетского корпуса по проекту И. Я. Бланка. Постройка быстро обветшала, и было принято решение о строительстве нового здания. Оно было построено в 1756-1759 годах по проекту архитекторов И. Г. Борхарда и И. Я. Шумахера. Здание манежа состоит из двух корпусов, расположенных в форме буквы "Т".
С середины XIX века в здании манежа размещалось Главное управление военно-учебными заведениями и архив. Позднее началась реставрация здания манежа Кадетского корпуса, осуществлены частичная перепланировка здания, работы проходили под руководством архитектора В. В. Кокорева.
В советское время манеж принадлежал военному ведомству. После реставрации 2003-2005 годов, здесь открылся ресторан и выставочный зал.
•Румянцевская площадь
Свое название площадь получила по установленному на на ней памятнику-обелиску П. А. Румянцеву.
Площадь находится между Университетской набережной, 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.
В конце XVIII века это место было парадным плацем Кадетского корпуса, который размещался во дворце Меншикова. В 19-м веке сюда был перенесён памятник-обелиск П. А. Румянцеву, и площадь стала называться Румянцевская. В 1860-х годах на средства купца С. Ф. Соловьёва на месте плаца был разбит сад. По проекту Н. Н. Ковригина здесь были разбиты аллеи, высажены деревья, была установлена чугунная ограда.
Позднее площадь была переименована, 1939 года по 2001 года носила название площадь Шевченко, в честь Т. Г. Шевченко, украинского поэта и художника, поскольку, он жил и работал в Академии Художеств, здание которой выходит на площадь. С 2001 года площади возвращено историческое название. В 2002-2003 годах в Румянцевском саду проходила реставрация.
•Обелиск Румянцева
Под предводительством фельдмаршала Румянцева были одержаны победы при Ларге и Кагуле в русской-турецкой войне.
В 1798 году император Павел I своим указом выделил средства на сооружение монумента в честь побед генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Монумент, созданный по проекту В. Бренны, был первоначально установлен на Марсовом поле.
В 19-м веке, памятник было решено перенести. Его установили на плацу между зданиями Академии художеств и Кадетского корпуса (Меншиковский дворец), где учился сам Румянцев. В 1860-х годах памятник был окружен Румянцевским садом.
•Академия Художеств
Университетская наб., 17
Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи
Академия художеств, или «Академия трех знатнейших художеств» (то есть — живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.
В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.
Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с Английской набережной.
Среди прославленных выпускников Академии - художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко.
Не многие знают, что практически одновременно с Академией художеств был основан и музей, который сегодня является одним из старейших художественных музеев России. Первоначально музей выполнял учебные функции - в нем хранились работы лучших учеников Академии, а также образцы высокого искусства, которые можно и должно было изучать и копировать. Очень скоро коллекция музея превратилась в одно из лучших художественных собраний в стране.
В настоящее время экспозиция научно-исследовательского музея Российской академии художеств располагается в залах на трех этажах так называемого "циркуля" - центрального внутреннего двора круглой формы. На первом этаже находится отдел слепков, на втором - собрание живописи русской академической школы. Отдел архитектуры, в котором представлены уникальные проектные модели 18-19 веков, располагается на третьем этаже "циркуля". Среди экспонатов - модели зданий Смольного монастыря, Академии художеств, Биржи, Исаакиевского собора и многих других памятников Северной столицы.
•Сфинксы и грифоны на Университетской набережной
Университетская наб.,17
Сфинксам на Университетской набережной около 3,5 тыс. лет. Берег возле Академии художеств охраняют сфинксы и грифоны.
Сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Головы сфинксов являются портретными изображениями фараона Аменхотепа III, надписи на сфинксах представляют собой его полное имя. В 1831 году сфинксы были приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I русским путешественником А. Н. Муравьёвым. В 1832 году сфинксы прибыли в Петербург. Первые два года они находились во дворе Академии художеств. Свое место на набережной сфинксы заняли в 1834 году.
Существует любопытная примета, связанная с этими мистическими животными. Молодожены также облюбовали это место на набережной. По традиции, новобрачные должны выпить шампанское около сфинксов, написать желания, положить в пустую бутылку и выбросить ее в Неву.