Архитектор Д. Кваренги
Сложно представить Петербург без творений Кваренги. Вы познакомитесь с некоторыми из сохранившихся 20 постороек, узнаете о жизни выдающегося архитектора
Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо. Кваренги был отправлен в Рим, считавшийся в то время центром художественной жизни Италии. Первой серьёзной работой 25-летнего архитектора стала перестройка старинной церкви в Субиако. Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера. Им стал Джакомо Кваренги. Подписав контракт, итальянец со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург к концу 1779 года. Екатериной II он был назначен придворным архитектором.
Первой работой зодчего в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Затем он построил госпиталь в Павловске. Первой петербургской работой архитектора стала разработка проекта здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Кваренги начал строительство здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного банка (1783-1790), колокольни Владимирского собора (1783-1791), Эрмитажного театра (1783-1787). В Эрмитажном театре Кваренги отвели постоянную ложу, а также оборудовали квартиру. Здесь он жил до конца своих дней.
В последние годы XVIII века зодчий работал над особняком купца Гротена на Марсовом поле (1784-1788), зданием Серебряных рядов (1784-1787), занимался перестройкой дворца князя Юсупова на Фонтанке (1789 - 1793), строительством Круглого рынка (1785-1790), пакгаузов в северной части стрелки Васильевского острова (1795-1797), дома князя Гагарина на Дворцовой набережной (1798), Малого Гостиного Двора (1790-е). В начале XIX века Джакомо Кваренги строил торговые ряды напротив Аничкова дворца (1803-1805), здания Екатерининского (1803-1807) и Смольного (1806-1808) институтов, Конногвардейский манеж (1804-1807), Новобиржевой Гостиный Двор. В 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Российской Академией наук архитектор был признан гораздо позже — в 1805-м.
•Здание Академии Наук
Университетская наб., 5
Здание Академии — памятник архитектуры строгого классицизма
Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Д. Кваренги создал соответствующий проект, дом был построен к 1787 году. Здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.
Длина его фасада здания 100,97 метра. С этим зданием была связана деятельность таких учёных как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, А. Н. Крылов. В 1826 году был утверждён проект застройки квартала за зданием на набережной. Здесь к 1831 году построили музейный флигель Академии наук (Биржевой проезд, дом №2). В 1828 году в здание Академии наук из Кунсткамеры перевели Физический кабинет, преобразованный в начале ХХ века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году был образован Физико-математический институт. Он был переведён в Москву в 1934 году вслед за Академией наук. Постепенно в облик здания Академии наук вносились изменения. В 1881 году сделанная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решёткой. Малый конференц-зал здания Академии наук связан с деятельностью В. И. Ленина. Здесь в весеннюю и осеннюю сессии 1891 года он сдавал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. Несколько помещений в 1913-1922 годах здесь занимал «Пушкинский дом». При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1925 году на верхней площадке парадной лестницы была помещена мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым в 1764 году. В 1934 году Президиум Академии наук СССР перевели в Москву, здесь оставили архив и библиотеку, Ленинградский научный центр НИИ СССР. В здании на берегу Невы в 1930-х годах работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. С 1937 по 1945 год здесь находилась квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.
Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года.
•Эрмитажный театр
Дворцовая наб., 32
Один из старейших театров в Санкт-Петербурге и в России.
Эрмитажный театр был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II в 1783-1789 гг. на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Зрительный зал театра устроен наподобие античного: от сцены амфитеатром поднимаются полукруглые ряды скамей. Зал театра сохранил первоначальный вид. Уже более 20 лет на сцене Эрмитажного театра организует и проводит представления театр «Русский балет», созданный в 1990 году семьей профессиональных артистов и солистов Мариинского театра.
Зрительный зал продуман и расположен так, что при его вместительности (250 человек) и достаточной площади пространства для артистов, он не требует использования биноклей; все, что происходит на сцене, видно из любой точки. Кроме того, планировка зала позволяет звуку и свету рассеиваться грамотно, без искажений.
•Главное здание Мариинской больницы
Литейный пр., 56
Старейшая больница в городе из числа лечебных учреждений общего пользования. На сегодняшний день является одной из крупнейших и наиболее оснащенных больниц города.
В 1802 г вдова Павла I Мария Федоровна подала своему сыну императору Александру I мысль об устройстве больницы для бедных в ознаменование 100-летнего юбилея столицы. Разработать проект поручили придворному архитектору Джакомо Кваренги. 28 мая 1803 год — основание больницы ознаменовано закладкой камня в основании Церкви Святого апостола Павла с надписью: «Положен сей камень во основании св. храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно…».
Двухэтажное больничное здание с церковью посередине, центральным коридором боковыми палатами было закончено весной 1805 г., но открытие больницы отложили до дня Святого Александра – 3 августа,т.е. до дня тезоименитства молодого императора.
Здание больницы отмечено благородной простотой и изящной строгостью архитектурных пропорций. Внутренняя планировка больницы тоже была тщательно продумана. Палаты и комнаты отделялись друг от друга толстыми стенами, чтобы больные меньше беспокоили друг друга.В самой большой палате размещалось не более 15 кроватей. Принцип же коридорной планировки, созданный по европейскому типу, не устарел и до сих пор.
На территории больницы размещается 15 зданий, в которых находятся 18 клинических и 20 вспомогательных подразделений.
Сегодня Мариинская больница — современный, хорошо оснащенный, многопрофильный стационар мощностью более 900 коек. В историческом центре Санкт-Петербурга на территории в 6,2 гектара расположены 15 зданий и сооружений больницы, где размещены около 18 клинических и 20 вспомогательных подразделений. Сегодня в больнице работают 1200 человек.
•Здание бывшего Ассигнационного банка | Здание ФИНЭКа
Садовая улица, 21 | вход с набережной канала Грибоедова, 30/32
Нынешний Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
В XVIII веке на этом участке находился Морской рынок. В 1780-х годах он сгорел. Россия в XVIII веке практически без перерывов вела военные действия. Для обеспечения их финансовой поддержки использовали металлические деньги, серебрянные монеты. Они ценились в Европе и считались средством международных расчётов. Однако серебра русской казне со временем стало не хватать, кроме того обращение большого количества металлических денег само по себе доставляло массу неудобств. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег - ассигнаций. Для этих целей в 1769 году был основан Ассигнационный банк.
В 1782 году императрица Екатерина II повелела построить специальное здание для Ассигнационного банка. Его архитектором стал Джакомо Кваренги, 5 мая 1783 года был утверждён его проект. Работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге. Здание строили с 1783 по 1790 год. Для него был выделен весь освободившийся участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками. Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы банка. Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили.
Монеты в кладовые привозили на баржах по Екатерининскому каналу из Монетного двора Петропавловской крепости. Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании банка выпускали ассигнации, в 1843 году банк закрыли за ненадобностью так как в обиход ввели государственные кредитные билеты.
В 1849 году здесь начал свою работу Государственный российский банк.
3 июня 1930 года в здании банка открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (позже Университет Экономики и Финансов, ФИНЭК, ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет — СПБГЭУ).
В 1967 году во дворе со стороны Садовой улицы был установлен бюст Джакомо Кваренги работы М. Н. Мейселя и Л. Л. Лазарева.
•Здание Обуховской больницы
Наб. реки Фонтанки, 106
Одна из первых городских больниц России.
В настоящее время в её корпусах в Санкт-Петербурге расположены клиника военно-морской и общей терапии, а также клиника челюстно-лицевой хирургии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.
В 1779 году на набережной реки Фонтанки открылась первая городская общедоступная больница, получившая название Обуховской. Первоначально больница имела 60 коек и располагалась в нескольких деревянных помещениях на территории бывшей усадьбы А. П. Волынского, казнённого при императрице Анне Иоанновне.
Первое каменное здание, в котором расположился корпус мужского отделения был возведён архитекторами Дж. Кваренги и Л. Руска в 1784 году со стороны Фонтанки. Затем в 1836-1839 годах со стороны Загородного проспекта П. С. Плавовым был построен корпус женского отделения. А в 1866 году архитектор И. В. Штром возвёл вдоль Введенского канала ещё два корпуса, один из которых был назван «принцевским» в честь принца П. Г. Ольденбургского.
В 1828 году психиатрическое отделение переезжает на Петергофскую дорогу и получает название Больница Всех Скорбящих Радости. 22 июля (3 августа) 1828 года состоялось освящение церкви при больнице во имя образа Божией матери всех скорбящих радости.
В 1829 году при Обуховской больнице была открыта первая фельдшерская школа. В период с 1885 по 1922 год усилиями главного врача Александра Афанасьевича Нечаева больница превратилась в крупное научно-клиническое учреждение. В 1922 году, после смерти главврача, больница стала именоваться Обуховская больница имени профессора А. А. Нечаева памяти 9 января 1905 года.
В 1920-30-х годах больница являлась клинической базой медицинских институтов и Института экспериментальной медицины, а в 1932 году при ней открылись Высшие медицинские курсы.
28 декабря 1925 г. в Обуховскую больницу было доставлено тело поэта Сергея Есенина. 29 декабря там же состоялось вскрытие.
В 1940 году на базе Обуховской больницы и медицинского института была сформирована Военно-морская медицинская академия.
•Александровский дворец
Дворцовая ул., 2 | Пушкин
Блистательный образец классицизма, более столетия был любимым домом нескольких поколений Романовых.
В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Александровский дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. Построенный архитектором Джакомо Кваренги, дворец считается одним из лучших произведений зодчего. В историю Александровский дворец вошел как последний дом семьи императора Николая II, с 1905 года избравшего его местом постоянного жительства.
Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.
•Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Садовая ул., 7 | Пушкин
Деятельность Кваренги в Царском Селе началась в 1780-х годах, когда, следуя воле Екатерины II, придворный архитектор создал в пейзажной части Екатерининского парка, на одном из островов так называемых Верхних прудов» Концертный зал, задуманный как храм, посвященный богине плодородия Церере, и первоначально названный Храмом Дружбы.
В 1780-х годах недалеко от Концертного зала архитектор выстроил еще один павильон, названный Кухней-руиной. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «...руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».
Кухня-руина и Концертный зал, органично вписанные в окружающий ландшафт, образуют один из наиболее живописных и романтических уголков пейзажной части Екатерининского парка. Островок, на котором расположены обе постройки, Кваренги соединил с берегами пруда двумя металлическими мостами (вместо прежних деревянных), конструкции которых были отлиты по его проекту на Сестрорецких оружейных заводах.
Мостики Царскосельского парка восхищали гостей Екатерины II. Франсиско де Миранда, посетивший загородную резиденцию императрицы, писал: «Мост, сделанный полностью из железа в подражание подлинному английскому мосту, впечатляет своей легкостью, прочностью и изяществом, превосходя все прочие. Пожалуй, это лучшее, что есть в этом парке...».