Московский вокзал
Невский проспект, 85
Входит в пятерку крупнейших вокзалов России
ПАССАЖИРАМ ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДОВ
Проектирование пассажирской станции в Петербурге было начато в 1843 году.
Отсюда в середине ХIХ столетия протянулась до Москвы первая в России, крупнейшая в то время в Европе, двухпутная магистральная Петербурго -Московская железная дорога.
В 1844 году были одобрены проекты вокзалов архитектора К.А. Тона как для Петербурга, так и для Москвы.
1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие Санкт-Петербурго -Московской дороги и начало регулярного пассажирского сообщения.
В день отправления первого поезда 1 (13) ноября 1851 года открыл свои двери и Николаевский вокзал. Здание состояло из главного корпуса с фасадом в стиле раннего “Ренессанса” и двухъярусной четырехугольной башни с часами и флагштоком. В таком внешнем виде фасад дошел до нашего времени. С обеих сторон к зданию и сейчас примыкают трехэтажные пристройки, в которых когда-то проживали вокзальные служащие.
В 1869 - 1879 годы проведена первая реконструкция вокзала. Появились отдельно стоящее во дворе прибытия двухэтажное специальное здание для багажа, буфет 1 и 2 классов, а со стороны прибытия поездов - трехэтажный флигель с залом для пассажиров, аркой для прохода прибывших пассажиров во двор и служебными помещениями станции.
В 1914 году построено здание кассового зала № 2. Автором нового проекта стал архитектор института «Ленгипротранс» В.И.Кузнецов.
К 100-летию Октябрьской железной дороги появился отделанный мрамором вестибюль, к нему примкнул такой же парадный высокий, в два этажа, зал с огромными бронзовыми люстрами.
В 1961 году к зданию вокзала был пристроен корпус по Лиговскому проспекту - второй павильон станции метро “Площадь Восстания”.
В 1967 году по проекту института «Ленгипротранс» построен новый световой зал.
В 1977 году в центре зала был установлен памятник В.И. Ленину, исполненный по модели скульптора Л.А. Месса.
В 1975 году над 4 и 5 платформами были сооружены навесные крыши.
В 1993 году бюст В.И. Ленина заменен на памятник Петру I.
В 1996 году был открыт новый билетно-кассовый центр, построенный по проекту финской фирмы “Клаусен ЛТД”.
В 2003 году на вокзале внедрена система АСКОПП, переустроена система торговли и питания пассажиров, установлены навесы над платформами 6 и 7.
В 2016-2018г. проведена модернизация вокзала в рамках проведения Чемпионата мира по футболу.
В первую очередь на вокзале проведены работы по повышению уровня транспортной безопасности. Были усовершенствованы внутренняя и внешняя системы видеонаблюдения, и перенаправлены пассажиропотоки внутри комплекса.
Всего на вокзале организовано 5 пунктов досмотра с 20 рентгенотелевизионными установками, из которых 9 расположены в павильонах досмотра на скоростные поезда. Пропускная способность входных групп на центральном входе – около 3000 человек в час, на других постах – более 1000 человек в час. Также в здании вокзала и на пассажирских платформах установлено 162 камеры наблюдения, после завершения второго этапа модернизации общее количество камер будет увеличено до 250 шт.
По архивным материалам был отреставрирован фасад здания вокзала, произведены ремонт кровли и замена облицовки дебаркадера над перроном у платформ №4 и №5.
Выполнены работы по модернизации инженерных систем вокзала, включающие в себя замену системы освещения дальнего и пригородного дворов, архитектурно-художественной подсветки центрального фасада здания вокзала, восстановление систем водоснабжения и канализации.
Благоустроены территории пригородного и дальнего дворов, в том числе заменена брусчатка и установлены пандусы. Также выполнена модернизация пассажирской платформы №4.
Особое внимание было направлено на создание безбарьерной среды. На вокзале установлено 4 пандуса для маломобильных пассажиров, заменены пассажирские лифты. Во всех залах ожидания были оборудованы места для комфортного отдыха. Пути перемещения пассажиров обозначены тактильной плиткой. Также на вокзале создана служба содействия маломобильным пассажирам, в которую ежедневно обращаются для получения помощи в сопровождении на вокзале. Например, за 2017 год в службу поступило около 6000 заявок.
По итогам модернизации вокзал стал более современным и технологичным. Модернизированы системы визуального и звукового информирования пассажиров с заменой существующих динамических информационных табло, отображающих информацию на трех языках (русский, английский, китайский) и стационарных навигационных указателей, система громкоговорящего оповещения, система видеонаблюдения и система «Говорящий город» для пассажиров с нарушениями слуха.