Передвижение по маршруту
Вокзалы Санкт-Петербурга
Вокзалы северной столицы – ее украшение и гордость. Вокзалы органично вписываются в богатую историю Санкт-Петербурга, ибо каждый из них несет печать времени и любви к своему городу
Санкт-Петербург — крупнейший транспортный узел северо-запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеются крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути; аэропорт Пулково.
История первой железной дороги России связана с Санкт-Петербургом. Она началась в 1835 году, когда австрийский профессор и предприниматель Ф.Герстнер направил Николаю I докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск», где доказывал, что железная дорога является полезным предприятием для здоровья жителей столицы, «имеющих нужду в отдыхе».
•Балтийский вокзал
Наб. Обводного Канала, 120
Вокзал занял участок в 2600 кв. сажени, ширина его по главному фасаду 56,5 метра. Он имеет двухэтажные боковые флигели с ризалитами, что резко отличает его планировку от остальных вокзалов. Левый флигель со стороны площади предназначался для царских апартаментов, занимавших в нем как первый, так и второй этажи. Царские комнаты левого флигеля от служебных помещений правого отделяли пути.
В целом планировка левого флигеля создавала его полную изолированность от других частей вокзала, что облегчало охрану коронованных пассажиров. Другим лицам здесь находиться не было необходимости, поскольку зал ожидания, кассы, багажное отделение, уборные, гостиница размещались в правом корпусе. На втором этаже размещались квартиры служащих дороги.
При разработке проекта вокзала А. И. Кракау взял за основу наружную часть здания Восточного вокзала в Париже, но изменил форму кровли под шатром, сделав ее не полукруглой, а двухскатной. Имеется разница и в ризалитах — на Балтийском вокзале они меньше и компактнее.
В советское время резко возрос поток пассажиров в петергофские и ораниенбаумские дворцы и парки, что вывело Балтийский вокзал по пригородным перевозкам на первое место в городе. С ростом пассажирского потока на повестку дня встал вопрос о переводе этой линии дороги на электрическую тягу. Работы начались в самом начале тридцатых годов. И в январе 1933 года от Балтийского вокзала пошли электрички. Это была первая электрифицированная линия в Ленинградском узле, причем все оборудование для нее изготовили отечественные заводы.
Тогда же, в 1931-1932 годах, Балтийский вокзал первым из ленинградских вокзалов был реконструирован с целью увеличения пропускной способности.
Реконструкция изменила и наружный вид здания. Боковые входы в него были закрыты, а центральный вход был сделан на месте прежних трехарочных окон. Теперь пассажир попадал не в боковые помещения, а сразу под шатер во вновь оборудованный громадной зал, откуда направлялся к поезду, который был ему нужен.
Во время Великой Отечественной войны передний край обороны города находился на станции Лигово — всего в 17,5 километра от вокзала. Электрифицированный участок линии при приближении врага к городу был демонтирован, причем контактный провод и оборудование подстанций снимались и отправлялись в Ленинград буквально под огнем врага. После войны восстановление Балтийского вокзала и электрифицированной дороги началось в первую очередь.
История первой железной дороги России связана с Санкт-Петербургом. Она началась в 1835 году, когда австрийский профессор и предприниматель Ф.Герстнер направил Николаю I докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск», где доказывал, что железная дорога является полезным предприятием для здоровья жителей столицы, «имеющих нужду в отдыхе».
•Балтийский вокзал
Наб. Обводного Канала, 120
Вокзал занял участок в 2600 кв. сажени, ширина его по главному фасаду 56,5 метра. Он имеет двухэтажные боковые флигели с ризалитами, что резко отличает его планировку от остальных вокзалов. Левый флигель со стороны площади предназначался для царских апартаментов, занимавших в нем как первый, так и второй этажи. Царские комнаты левого флигеля от служебных помещений правого отделяли пути.
В целом планировка левого флигеля создавала его полную изолированность от других частей вокзала, что облегчало охрану коронованных пассажиров. Другим лицам здесь находиться не было необходимости, поскольку зал ожидания, кассы, багажное отделение, уборные, гостиница размещались в правом корпусе. На втором этаже размещались квартиры служащих дороги.
При разработке проекта вокзала А. И. Кракау взял за основу наружную часть здания Восточного вокзала в Париже, но изменил форму кровли под шатром, сделав ее не полукруглой, а двухскатной. Имеется разница и в ризалитах — на Балтийском вокзале они меньше и компактнее.
В советское время резко возрос поток пассажиров в петергофские и ораниенбаумские дворцы и парки, что вывело Балтийский вокзал по пригородным перевозкам на первое место в городе. С ростом пассажирского потока на повестку дня встал вопрос о переводе этой линии дороги на электрическую тягу. Работы начались в самом начале тридцатых годов. И в январе 1933 года от Балтийского вокзала пошли электрички. Это была первая электрифицированная линия в Ленинградском узле, причем все оборудование для нее изготовили отечественные заводы.
Тогда же, в 1931-1932 годах, Балтийский вокзал первым из ленинградских вокзалов был реконструирован с целью увеличения пропускной способности.
Реконструкция изменила и наружный вид здания. Боковые входы в него были закрыты, а центральный вход был сделан на месте прежних трехарочных окон. Теперь пассажир попадал не в боковые помещения, а сразу под шатер во вновь оборудованный громадной зал, откуда направлялся к поезду, который был ему нужен.
Во время Великой Отечественной войны передний край обороны города находился на станции Лигово — всего в 17,5 километра от вокзала. Электрифицированный участок линии при приближении врага к городу был демонтирован, причем контактный провод и оборудование подстанций снимались и отправлялись в Ленинград буквально под огнем врага. После войны восстановление Балтийского вокзала и электрифицированной дороги началось в первую очередь.
•Здание Варшавского Вокзала
Наб. Обводного Канала, 118
В настоящее время — недействующий железнодорожный вокзал, архитектурный памятник, переоборудованный в развлекательно-торговый комплекс.
Варшавский вокзал стал третьим вокзалом в Санкт-Петербурге после Царскосельского и Николаевского. Из двух вариантов развития железных дорог в России (западного и южного) выбрали первый. В ноябре 1851 года был издан указ императора Николая I: «1. Соорудить железную дорогу от С. Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу эту именовать С. Петербурго-Варшавской железной дорогой. 3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С. Петербурга, так и от Варшавы».
Первое здание Варшавского вокзала было построено в 1851-1853 годах по проекту К. А. Скаржинского. По некоторым сведениям в этом принимал участие и академик архитектуры Н. Л. Бенуа. Сооружение было похоже на обычный жилой дом, но его центр выделяли пять больших дверных проёмов. Несколько позже рядом было построено существующее до сих пор локомотивное депо.
По мере продолжения строительства магистрали старое здание переставало удовлетворять требованиям эксплуатации. Новое здание Варшавского вокзала возводилось по проекту П. О. Сальмановича. Высота Варшавского вокзала с башей составила 51,5 метр, длина — 283 метра, ширина — 54,4 метра. Всего на станции было пять платформ, две из которых подходили под дебаркадер. Варшавский вокзал мог одновременно принимать до десяти поездов. Правая платформа под дебаркадером (если смотреть от канала) предназначалась для приёма поездов, левая — для отправки. Между ними был третий путь, по которому прибывший паровоз перегонялся в депо.
Архитектор П. О. Сальмонович является автором оригинальной идеи - совместить под одной крышей пассажирские службы и место для формирования составов. Это позволяло осуществлять обслуживание спальных вагонов в гораздо более комфортных условиях. Для её реализации за дебаркадером Варшавского вокзала были устроены девять путей, которые с главными соединяли пять поворотных кругов диаметром около восьми метров.
В июле 1904 года у вокзала произошло покушение на министра внутренних дел В. К. Плёве, при котором он был смертельно ранен.
Во время Великой Отечественной войны зданию вокзала был нанесён значительный ущерб, линия фронта проходила от него всего в десяти километрах. После окончания войны здание было отреставрировано, благоустроены две боковые площади. В правой части вокзала отдельные небольшие помещения были объединены в просторные залы ожидания для пассажиров поездов дальнего сделования и пригородных направлений. 5 ноября 1949 года на месте центрального витража установили бронзовую фигуру В. И. Ленина работы скульптора Н. В. Томского.
В начале XXI века Варшавский вокзал перестал осуществлять свою основную функцию — принимать поезда, они были перенаправлены на Балтийский вокзал. В 2001 году в здании вокзала разместили музей железнодорожного транспорта, а в 2003-2006 годах по проекту Джованни Бартоли здание было вновь реконструировано. Здесь открылся торговый комплекс «Варшавский экспресс».
В 2022 году Варшавский вокзал обретает вторую жизнь, став центром притяжения горожан и гостей. Теперь это крупнейший в России и Европе фуд молл Vokzal 1853, а также одна из ведущих событийных площадок города. Обновлённый символ Петербурга остаётся местом уникального архитектурного наследия в своём современном прочтении.
•Витебский вокзал
Загородный пр., 52
В 1837 году вблизи пересечения Загородного проспекта с Введенским каналом было построено одноэтажное деревянное здание первого в стране железнодорожного вокзала Царскосельского (Витебского). Вокзал был императорским, потому что именно с него начиналось путешествие в Царское село — главную официальную летнюю резиденцию императорского двора. Этим статусом в большой степени определены и великолепные интерьеры вокзала — три зала ожидания для пассажиров и отдельно Императорский павильон, где могли отдохнуть члены царской фамилии и двора.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза Р. Стефенсона, ещё не имевшего имени паровоза «Проворный», и восьми вагонов, стал Герстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошёл от перрона. Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село.
Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом, максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского села и обратно ездили все желающие.
Нынешнее здание вокзала возведено в 1904 году (архитекторы С.А.Бржозовский, С.И.Минаш). Царскосельский вокзал стал одним из первых общественных зданий города, возведенный в стиле модерн.
Здание Витебского вокзала уникально: в мире найдется очень немного сооружений, устроенных так, чтобы поезда прибывали к перронам, расположенным на втором этаже. Такое необычное инженерное решение было применено строительной компанией «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» в 1904 году из-за местоположения нового Царскосельского вокзала. Инженеры придумали все путевое развитие спроектировать на насыпях, чтобы «развести» его с набережными канала и Боровой улицей.
•Московский вокзал
Невский пр., 85
На первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург - Москва было 34 станции и 2 вокзала. Оба вокзала — Московский в Петербурге и Петербургский в Москве - возводились по проекту Константина Андреевича Тона, известного архитектора, уже построившего к тому времени Екатерининскую церковь у Обводного канала в Санкт-Петербурге, комплекс Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в ренессансном стиле с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.
Здание вокзала круглое в плане, расположено по длине вдоль всей Площади Восстания. К.А.Тон использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. По периметру фасада тянется невысокая колоннада, имеющая несколько входов в здание вокзала.
Со стороны Лиговского проспекта в здание вокзала встроен вестибюль станции метро «Площадь Восстания».
•Финляндский вокзал
Ленина пл., 6
Первое здание вокзала было возведено в 1870 году (архитектор Пётр Купинский) на Симбирской улице для Финляндской железной дороги, связавшей столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога была проложена в 1862-1870 годах до станции Рихимяки, которая находилась на построенной в 1858-1862 годах первой в Финляндии железной дороге между городами Тавастгус (Хямеэнлинна) и портом Гельсингфорс (Хельсинки). В начале 20 века пути Финляндского вокзала были реконструированы. Уровень путей был поднят до пяти метров выше уровня улиц, чтобы не препятствовать уличному движению.
На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А.Щуко, В.Г.Гельфрейх). В 1957 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).
Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».
В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П.А.Ашастин, Н. В.Баранов, Я.Н.Лукин, инженер И.А.Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» (станция метро была открыта1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена), на месте вокзальных корпусов, выходивших н аулицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализмa (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве.
В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий.
В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена.
•Ладожский вокзал
Заневский пр., 73
Ладожский вокзал — самый современный вокзальный комплекс Санкт-Петербурга, расположенный на Малой Охте рядом со станцией метро «Ладожская». Построен в 2001-2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Он стал подарком российских железных дорог к 300-летнему юбилею города на Неве.Ладожский вокзал единственный транзитный вокзал (со сквозным движением поездов) в Санкт-Петербурге.
Идея строительства этого вокзала родилась в 70-е годы прошлого века. Важнейшими предпосылками для этого стали необходимость разгрузки исчерпавших свои возможности увеличения объемов перевозок Московского и Финляндского (второго в стране по объемам пригородного движения) вокзалов, а также бурное развитие правобережной части города — Невского и Красногвардейского районов.
Созданный в концепции интеллектуального здания, Ладожский вокзал является самым «умным» в Европе, а его электронная начинка обеспечивает повышенный комфорт, безопасность и высокое качество обслуживания клиентов.
Наб. Обводного Канала, 118
В настоящее время — недействующий железнодорожный вокзал, архитектурный памятник, переоборудованный в развлекательно-торговый комплекс.
Варшавский вокзал стал третьим вокзалом в Санкт-Петербурге после Царскосельского и Николаевского. Из двух вариантов развития железных дорог в России (западного и южного) выбрали первый. В ноябре 1851 года был издан указ императора Николая I: «1. Соорудить железную дорогу от С. Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу эту именовать С. Петербурго-Варшавской железной дорогой. 3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С. Петербурга, так и от Варшавы».
Первое здание Варшавского вокзала было построено в 1851-1853 годах по проекту К. А. Скаржинского. По некоторым сведениям в этом принимал участие и академик архитектуры Н. Л. Бенуа. Сооружение было похоже на обычный жилой дом, но его центр выделяли пять больших дверных проёмов. Несколько позже рядом было построено существующее до сих пор локомотивное депо.
По мере продолжения строительства магистрали старое здание переставало удовлетворять требованиям эксплуатации. Новое здание Варшавского вокзала возводилось по проекту П. О. Сальмановича. Высота Варшавского вокзала с башей составила 51,5 метр, длина — 283 метра, ширина — 54,4 метра. Всего на станции было пять платформ, две из которых подходили под дебаркадер. Варшавский вокзал мог одновременно принимать до десяти поездов. Правая платформа под дебаркадером (если смотреть от канала) предназначалась для приёма поездов, левая — для отправки. Между ними был третий путь, по которому прибывший паровоз перегонялся в депо.
Архитектор П. О. Сальмонович является автором оригинальной идеи - совместить под одной крышей пассажирские службы и место для формирования составов. Это позволяло осуществлять обслуживание спальных вагонов в гораздо более комфортных условиях. Для её реализации за дебаркадером Варшавского вокзала были устроены девять путей, которые с главными соединяли пять поворотных кругов диаметром около восьми метров.
В июле 1904 года у вокзала произошло покушение на министра внутренних дел В. К. Плёве, при котором он был смертельно ранен.
Во время Великой Отечественной войны зданию вокзала был нанесён значительный ущерб, линия фронта проходила от него всего в десяти километрах. После окончания войны здание было отреставрировано, благоустроены две боковые площади. В правой части вокзала отдельные небольшие помещения были объединены в просторные залы ожидания для пассажиров поездов дальнего сделования и пригородных направлений. 5 ноября 1949 года на месте центрального витража установили бронзовую фигуру В. И. Ленина работы скульптора Н. В. Томского.
В начале XXI века Варшавский вокзал перестал осуществлять свою основную функцию — принимать поезда, они были перенаправлены на Балтийский вокзал. В 2001 году в здании вокзала разместили музей железнодорожного транспорта, а в 2003-2006 годах по проекту Джованни Бартоли здание было вновь реконструировано. Здесь открылся торговый комплекс «Варшавский экспресс».
В 2022 году Варшавский вокзал обретает вторую жизнь, став центром притяжения горожан и гостей. Теперь это крупнейший в России и Европе фуд молл Vokzal 1853, а также одна из ведущих событийных площадок города. Обновлённый символ Петербурга остаётся местом уникального архитектурного наследия в своём современном прочтении.
•Витебский вокзал
Загородный пр., 52
В 1837 году вблизи пересечения Загородного проспекта с Введенским каналом было построено одноэтажное деревянное здание первого в стране железнодорожного вокзала Царскосельского (Витебского). Вокзал был императорским, потому что именно с него начиналось путешествие в Царское село — главную официальную летнюю резиденцию императорского двора. Этим статусом в большой степени определены и великолепные интерьеры вокзала — три зала ожидания для пассажиров и отдельно Императорский павильон, где могли отдохнуть члены царской фамилии и двора.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза Р. Стефенсона, ещё не имевшего имени паровоза «Проворный», и восьми вагонов, стал Герстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошёл от перрона. Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село.
Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом, максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского села и обратно ездили все желающие.
Нынешнее здание вокзала возведено в 1904 году (архитекторы С.А.Бржозовский, С.И.Минаш). Царскосельский вокзал стал одним из первых общественных зданий города, возведенный в стиле модерн.
Здание Витебского вокзала уникально: в мире найдется очень немного сооружений, устроенных так, чтобы поезда прибывали к перронам, расположенным на втором этаже. Такое необычное инженерное решение было применено строительной компанией «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» в 1904 году из-за местоположения нового Царскосельского вокзала. Инженеры придумали все путевое развитие спроектировать на насыпях, чтобы «развести» его с набережными канала и Боровой улицей.
•Московский вокзал
Невский пр., 85
На первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург - Москва было 34 станции и 2 вокзала. Оба вокзала — Московский в Петербурге и Петербургский в Москве - возводились по проекту Константина Андреевича Тона, известного архитектора, уже построившего к тому времени Екатерининскую церковь у Обводного канала в Санкт-Петербурге, комплекс Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в ренессансном стиле с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.
Здание вокзала круглое в плане, расположено по длине вдоль всей Площади Восстания. К.А.Тон использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. По периметру фасада тянется невысокая колоннада, имеющая несколько входов в здание вокзала.
Со стороны Лиговского проспекта в здание вокзала встроен вестибюль станции метро «Площадь Восстания».
•Финляндский вокзал
Ленина пл., 6
Первое здание вокзала было возведено в 1870 году (архитектор Пётр Купинский) на Симбирской улице для Финляндской железной дороги, связавшей столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога была проложена в 1862-1870 годах до станции Рихимяки, которая находилась на построенной в 1858-1862 годах первой в Финляндии железной дороге между городами Тавастгус (Хямеэнлинна) и портом Гельсингфорс (Хельсинки). В начале 20 века пути Финляндского вокзала были реконструированы. Уровень путей был поднят до пяти метров выше уровня улиц, чтобы не препятствовать уличному движению.
На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А.Щуко, В.Г.Гельфрейх). В 1957 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).
Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».
В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П.А.Ашастин, Н. В.Баранов, Я.Н.Лукин, инженер И.А.Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» (станция метро была открыта1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена), на месте вокзальных корпусов, выходивших н аулицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализмa (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве.
В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий.
В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена.
•Ладожский вокзал
Заневский пр., 73
Ладожский вокзал — самый современный вокзальный комплекс Санкт-Петербурга, расположенный на Малой Охте рядом со станцией метро «Ладожская». Построен в 2001-2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Он стал подарком российских железных дорог к 300-летнему юбилею города на Неве.Ладожский вокзал единственный транзитный вокзал (со сквозным движением поездов) в Санкт-Петербурге.
Идея строительства этого вокзала родилась в 70-е годы прошлого века. Важнейшими предпосылками для этого стали необходимость разгрузки исчерпавших свои возможности увеличения объемов перевозок Московского и Финляндского (второго в стране по объемам пригородного движения) вокзалов, а также бурное развитие правобережной части города — Невского и Красногвардейского районов.
Созданный в концепции интеллектуального здания, Ладожский вокзал является самым «умным» в Европе, а его электронная начинка обеспечивает повышенный комфорт, безопасность и высокое качество обслуживания клиентов.