Кронверкская набережная
Кронверкская набережная
Кронверкская набережежная — одно из самых популярных туристических мест, так как ведёт прямо на территорию Петропавловской крепости
Кронверкская набережная проходит по обоим берегам Кронверкского пролива (протоки), отделяющего Заячий остров от Петроградской стороны. Сейчас пролив имеет максимальную глубину 3,7 м, а ширину от 50 до 55 м. Набережная левого берега (длина — 864 метра) заключена между Иоанновским и Кронверкским мостами. Набережная правого берега (длина — 1147 метров) начинается от Троицкого моста и доходит до Кронверкского.
Своей историей набережная во многом обязана Петропавловской крепости, откуда, в свою очередь, берет начало история Санкт-Петербурга. В процессе строительства и перестройки крепости Заячий остров, на котором она находится, увеличил свою площадь путём подсыпки. С трех сторон стены крепости подходили к воде, с четвертой, северной стороны, оставалась полоса суши, что было уязвимым местом для обороны. Чтобы оградить крепость с севера, на болотистой местности по правому берегу протоки был вырублен лес и выкопан ров, в плане похожий на корону. Так он получил название «Кронверк», а протока между Заячьим островом и Петроградской стороной также стала называться Кронверкской. Вынутая земля образовала вал, на нем поставили артиллерийские орудия.
После строительства Троицкого моста в 1903 году от его устоя до Иоанновского моста, по которому с востока можно зайти на территорию Петропавловской крепости, протянулась гранитная набережная длиной 268 метров и высотой 3,5 метра. В этом месте произвели большие подсыпки грунта. В 1938 году для въезда в крепость с западной стороны был построен высокий деревянный Кронверкский мост, таким образом, набережная левого берега получила свои окончательные границы.
В 1966 году выполнено благоустройство берегов Кронверкского пролива. На левом берегу, со стороны Заячьего острова, после Великой отечественной войны оставались склады воинской части и бензохранилища. Прямо в воду спускались заборы. В результате строительства стенки набережной была упорядочена линия берега. По проекту предполагалось забить железобетонный шпунт, но из-за агрессивности воды в проливе он был заменён на деревянный. Железобетонный шпунт остался на участке длиной 150 м недалеко от Кронверкского моста, там, где урегулирование линии берега потребовало подсыпки грунтом.
Правый берег был укреплён в 1977 году одновременно с постройкой двух мостов через исток и устье Кронверкского канала. Линия правого берега очерчена по дуге большого радиуса между Иоанновским и Кронверкским мостами.
Вдоль набережной теперь идёт городская магистраль шириной 14 метров с двумя тротуарами по 3 метра, осуществляя сквозной проезд от проспекта Добролюбова до Каменноостровского проспекта.