Набережные Петербурга
Первые набережные из камня возникли в 1718–1723 годах у Зимней канавки и вдоль Летнего сада — близ летней и зимней резиденций основателя города. В 1719 году вышел царский указ, обязавший владельцев домов, выходивших на Большую Неву, строить причалы и содержать берега в порядке. В июле 1762 года Екатерина II, только что взошедшая на престол, подписала рескрипт об облицовке невских набережных.
В нем были следующие строки: «Здесь, в Санкт-Петербурге, против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные».
В царствование Екатерины II работы по облицовке невских берегов велись под наблюдением Канцелярии от строений домов и садов. Её архитектурной частью руководил любимец императрицы Ю. М. Фельтен, сменивший в этой должности ушедшего в отставку Ф. Б. Растрелли. В документах об облицовке набережных он назван строителем, а К. И. Росси и Ж. Б. Валлен-Деламонт — авторами проекта.
«Я имел щастие, — писал Ю. М. Фельтен Екатерине II, — быть участником в сооружении многих Памятников Царствования Вашего Императорского Величества, выполнив Собственные Ваши планы и имея поныне собрание собственноручных Вашего Величества чертежей…» Императрица знала, кому какую работу поручать, чтобы работа эта была выполнена на славу.
Облицовка берегов Большой Невы гранитом началась с Дворцовой набережной от Зимнего дворца до Лебяжьей канавки (1763–1773). Работы велись быстро — строили главную набережную империи. Почти одновременно принялись за Французскую (1764–1768), потом за Английскую (1770–1778) набережные. По ним с блистательной свитой любила прогуливаться Екатерина II, спешили на службу Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.
В царствование Александра I облицовкой невских берегов больше не занимались: Наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года, восстановление сгоревшей Москвы требовали денег. Лишь в 1831 году продолжили работы на Университетской набережной. Через четырнадцать лет начали облицовку Николаевской набережной, длившуюся шесть лет. В центре столицы, на левом берегу Большой Невы, необлицованной оставалась Адмиралтейская набережная — мешал Корабельный двор Адмиралтейской верфи. После её закрытия, засыпки каналов и ликвидации корабельных сараев облицевали и эту набережную (1873–1874). Петровская набережная первой была укреплена деревянным шпунтом, лишь через двести лет настала её очередь быть одетой в гранит (1901–1903).
•Исаакиевский Собор
Исаакиевская пл., 4
Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.
Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную. Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
В летний период музей предлагает посетить вечером и ночью колоннаду и полюбоваться панорамным видом города. В другие периоды в ночное время достопримечательностью можно полюбоваться лишь снаружи. Неповторимое очарование зданию придает бесподобная художественная подсветка.
•Английская набережная
Английская набережная в Санкт-Петербурге расположена на левом берегу Невы между Сенатской площадью и Ново-Адмиралтейским каналом. В прошлом Английская набережная имела огромное количество названий: в общей сложности у этой магистрали было около 22 имен в разное время. В начале XVIII века ее называли Береговой нижней набережной улицей, чуть позже — Исаакиевской набережной и Галерной набережной. В 1770-х годах набережная стала Английской. С 1918 по 1994 год ее именовали Набережной Красного Флота. Затем в честь приезда королевы Елизаветы II из Великобритании улице вернули прежнее название.
Первый дом на Английской набережной был построен еще в 1710 году Александром Меншиковым. В то время он руководил строительством верфи. Петр I планировал использовать эти земли исключительно в промышленных целях, но Меншикову позволил возвести дом. Сначала Английская набережная была непрезентабельным районом, здесь были лишь небольшие постройки бедных рабочих. Но после 1714 года все изменилось, Петр стал раздавать эти земли богатым и влиятельным людям. Но с несколькими условиями: архитектура зданий должна была соответствовать определенным требованиям, а хозяева домов должны были за свой счет благоустраивать берег.
При строительстве Английской набережной использовалась интересная деталь — сплошной фасад. Между зданиями на этой улице нет просветов.
•Благовещенский мост
Благовещенский мост (ранее — Николаевский, Лейтенанта Шмидта) расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове — на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Стал первым постоянным мостом на реке Неве. До строительства постоянного моста существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе площади Декабристов (бывшей Сенатской) и Университетской набережной на Васильевском острове. Он был наведён в 1727 году и стал первым наплавным мостом на реке Неве. До этого момента сообщение велось на судах. Своё название получил от церкви Исаакия Далматского. Наплавной мост был сооружён из деревянных барж, обустроенных деревянными прогонами и настилами. В двух местах мост имел подъёмные части для пропуска судов. Наплавной мост неоднократно ремонтировался, а в 1816 году баржи были заменены на понтоны и сделаны по проекту инженеров А.А. Бетанкура и Г. Треттера. Они сохранились до наших дней.
•Университетская набережная
Свое название набережная получила в честь старейшего российского вуза — Санкт-Петербургского государственного университета. Университетская набережная находится на Васильевском острове и соединяет василеостровскую Стрелку с набережной лейтенанта Шмидта. Одна из самых красивых улиц Северной столицы получила свое современное имя 16 апреля 1887 года.
В середине XVIII века Университетскую набережную называли по-другому — Наличной линией, чуть позже стали величать Кадетской набережной из-за расположенного в доме № 15 кадетского корпуса. Уже в 1710 году здесь начали строить каменные здания. Первым из их числа стал дворец Меншикова. Петр I придавал этой улице особое значение, поскольку хотел сделать ее административным центром города. Чуть позже здесь появились дом жены брата Петра I — Прасковьи Федоровны, церковь Воскресения Христова и первый в России естественнонаучный музей Кунсткамера. Во второй половине 18 века возвели Академию искусств и Академию наук. Постепенно магистраль обстраивалась и приобретала красивый вид. Строение № 9 как сейчас, так и в те годы относилось к университету и называлось Ректорским домом. В 1880 году здесь родился известный поэт Александр Блок.
Особое значение имеет пристань, построенная в 1832—1834 годах. Здесь находятся египетские сфинксы, которые пользуются большой популярностью, как у туристов, так и у местных жителей.
Стрелка Васильевского острова является одним из основных ансамблей берегов Невы. Слово «стрелка» в данном случае обозначает место, где река делится на две части. Достопримечательность находится в двух шагах от Дворцового моста и ночью в городе выглядит незабываемо красиво.
По обеим сторонам Биржевой площади возвышаются две массивные колонны, служившие маяками при входе в порт. Высота их составляет 32 метра. Колонны декорированы носовыми частями кораблей - рострами и якорями. У основания – колоссальные фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. По преданию, в Древнем Риме существовал обычай в честь морских побед возводить колонны и украшать их рострами, таранящими вражеские суда.
Ростральные колонны — символ могущества России как морской державы.
•Биржевый мост
Биржевой мост в Санкт-Петербурге перекинут через Малую Неву и соединяет Биржевую площадь, расположенную на Стрелке Васильевского острова с Мытнинской набережной на Петроградской стороне. Название моста происходит от здания бывшей Биржи, расположенной рядом с ним.
Отсюда открывается великолепный вид на здание Эрмитажа, Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.
Биржевой мост в Санкт-Петербурге был сооружен сравнительно поздно - лишь в 1894 году. Это объясняется тем, что на Васильевском острове долгое время располагался Морской торговый порт, и любая переправа мешала бы проходу многочисленных судов. После того, как в 1874-1885 годах торговый порт со Стрелки Васильевского острова был переведен на Гутуевский остров, встал вопрос о строительстве здесь переправы.
Первый деревянный мост был создан по проекту инженера, генерал-лейтенанта Николая Матвеевича Мазурова. В то время трасса переправы проходила по оси Зоологического переулка, то есть находилась выше по течению реки.
Первоначально мост хотели назвать Петровским, но Городская Дума посчитала, что он небольшой и не соответствует величию императора, поэтому и назвала его более скромным именем — Биржевым.
К середине XX века судоходство на Неве стало более интенсивным, и мост уже не справлялся с движением судов по реке. Кроме того, во время бурного ледохода весной 1957 года были повреждены части строения. В связи с этим было принято решение о возведении нового моста.
При строительстве была изменена планировка всего района. Мост был сооружен на 70 метров ниже по течению реки. Изменилась линия берега на Стрелке Васильевского острова — по набережной Макарова, а также на Петроградской стороне. На пересечении Мытнинской набережной и проспекта Добролюбова была засыпана мелководная часть Невы, Ватный остров и Ватный проток и была создана небольшая предмостная площадь.
При этом длина, ширина и внешний вид нового моста были максимально приближены к параметрам Дворцового, оба имели по пять пролетов и почти одинаковую ширину речных быков. В результате этих работ оба моста, и Дворцовый и Строителей, вошли в симметричную композицию относительно Стрелки Васильевского острова.
Опоры украшены розовым гранитом, а на чугунных решетках изображены дротики и трезубцы Нептуна.
В 1989 году переправе вернули ее историческое название — Биржевой мост.
•Причал «Мытнинская набережная»
Мытнинская набережная находится в городе Санкт-Петербурге, на правом берегу реки Малой Невы. Набережная занимает участок берега, ограниченный проспектами Добролюбова и Кронверкским. Свое название набережная получила в 1882 году от расположенного в ее окрестностях Мытного (Таможенного) двора.
Одной из основных местных достопримечательностей является здание бывшего доходного дома П. С. Оболенского, построенное в конце XIX века по проекту архитектора А. А. Степанова. В 2002 году была проведена масштабная реконструкция здания, в результате которой к нему была достроена 2-этажная мансарда.
•Петропавловская крепость
С этой крепости началась история Петербурга.
Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году, — памятник фортификационного искусства XVIII-XX веков. Доминанта архитектурного ансамбля — Петропавловский собор, в котором находятся мемориальные гробницы всех российских императоров.
Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости — небольшой Заячий остров (по-фински — Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I.
Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским. 1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. 29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712–1732 годах возвели каменный собор. С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница.
В течение XVIII–XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, a также гауптвахта и другие. Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX — главной политической тюрьмой России. При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей. В 1954 году комплекс зданий
Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).
На территории крепости в Комендантском доме расположен музей повседневной жизни города в XVIII-XIX, а также тюрьма Трубецкого бастиона, где содержались политические заключенные. Среди узников - народовольцы, министры царского правительства, Л.Д.Троцкий, Ф.М.Достоевский и Н.Г.Чернышевский. В ботном доме находится первый корабль, давший начало русскому флоту. Территория крепости и пляж открыты для свободного посещения.
В крепости существовала система подземных ходов. Часть из них открыта для посещения: ищите вход в потерну в Государеве бастионе.
•Кронверкская набережная
Кронверкская набережная — одно из самых популярных туристических мест, так как ведёт прямо на территорию Петропавловской крепости.
Кронверкская набережная проходит по обоим берегам Кронверкского пролива (протоки), отделяющего Заячий остров от Петроградской стороны. Сейчас пролив имеет максимальную глубину 3,7 м, а ширину от 50 до 55 м. Набережная левого берега (длина — 864 метра) заключена между Иоанновским и Кронверкским мостами. Набережная правого берега (длина — 1147 метров) начинается от Троицкого моста и доходит до Кронверкского.
Своей историей набережная во многом обязана Петропавловской крепости, откуда, в свою очередь, берет начало история Санкт-Петербурга. В процессе строительства и перестройки крепости Заячий остров, на котором она находится, увеличил свою площадь путём подсыпки. С трех сторон стены крепости подходили к воде, с четвертой, северной стороны, оставалась полоса суши, что было уязвимым местом для обороны. Чтобы оградить крепость с севера, на болотистой местности по правому берегу протоки был вырублен лес и выкопан ров, в плане похожий на корону. Так он получил название «Кронверк», а протока между Заячьим островом и Петроградской стороной также стала называться Кронверкской. Вынутая земля образовала вал, на нем поставили артиллерийские орудия.
После строительства Троицкого моста в 1903 году от его устоя до Иоанновского моста, по которому с востока можно зайти на территорию Петропавловской крепости, протянулась гранитная набережная длиной 268 метров и высотой 3,5 метра. В этом месте произвели большие подсыпки грунта. В 1938 году для въезда в крепость с западной стороны был построен высокий деревянный Кронверкский мост, таким образом, набережная левого берега получила свои окончательные границы.
В 1966 году выполнено благоустройство берегов Кронверкского пролива. На левом берегу, со стороны Заячьего острова, после Великой отечественной войны оставались склады воинской части и бензохранилища. Прямо в воду спускались заборы. В результате строительства стенки набережной была упорядочена линия берега. По проекту предполагалось забить железобетонный шпунт, но из-за агрессивности воды в проливе он был заменён на деревянный. Железобетонный шпунт остался на участке длиной 150 м недалеко от Кронверкского моста, там, где урегулирование линии берега потребовало подсыпки грунтом.
Правый берег был укреплён в 1977 году одновременно с постройкой двух мостов через исток и устье Кронверкского канала. Линия правого берега очерчена по дуге большого радиуса между Иоанновским и Кронверкским мостами.
Вдоль набережной теперь идёт городская магистраль шириной 14 метров с двумя тротуарами по 3 метра, осуществляя сквозной проезд от проспекта Добролюбова до Каменноостровского проспекта.
•Петроградская набережная
Петроградская набережная расположена на левом берегу реки Большой Невки, протекающей в Петроградском районе города Санкт-Петербурга. В XVIII веке улица носила имя Дворянской набережной, названной так по располагавшейся рядом Большой Дворянской улице. В 1887 году набережная стала именоваться Петербургской, в честь находящейся на ней полицейской части. Общая протяженность улицы составляет около 1,5 километра.
Свое нынешнее название улица получила в 1914 году, когда на волне подъема национального самосознания российская столица была переименована в Петроград. Набережная известна тем, что долгие годы к ней пришвартован знаменитый крейсер Аврора, являющийся в данный момент не только музеем, но и одним из основных памятников ушедшей эпохи.
На Петроградской набережной находится один из корпусов Санкт-Петербургского Нахимовского Военно-Морского училища, у входа в который расположен памятник адмиралу Нахимову. Также на улице расположены многочисленные магазины и офисы.
•Крейсер «Аврора»
Одним из первых кораблей-музеев в Санкт-Петербурге стал крейсер «Аврора», бывший защитником России в двух войнах — Русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой 1914-1918 гг., в которой он участвовал в бригаде крейсеров Балтийского флота.
В феврале 1917 г. корабль хотели вывести из Петрограда, но матросы восстали и подняли над ним красный флаг революции. 25 октября 1917 г. холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца.
Также крейсер «Аврора» известен за счет своей роли в событиях Октябрьской революции 1917 г. В настоящее время корабль (считается филиалом Центрального военно-морского музея Петербурга) — это не просто музей, а символом города, посещение которого для туристов стоит в одном ряду с Дворцовой площадью, Зимним Дворцом и Русским музеем.
•Петровская набережная
Именно здесь в 1703 году был построен небольшой деревянный дворец, предназначенный для Петра I. Это сооружение, сохранившееся до сегодняшнего дня, называют домиком Петра I. Рядом с первым царским дворцом Петербурга располагались дома сподвижников Петра — Я. Брюса, М. Гагарина и других, однако до наших дней эти постройки не сохранились. Возле домика Петра I находился и первый петербургский порт, который впоследствии был переведен на стрелку Васильевского острова, а затем — на Гутуевский остров.
На месте первой петербургской пристани в 1907 году были установлены скульптуры мифологических китайских львов-собак, известные как «китайские лягушки». Их привезли в Петербург из города Гирина в Маньчжурии. Эти статуи, которые в Китае называют ши-цза, были доставлены в город и установлены на Петровской набережной.
Примечательным зданием Петровской набережной является дворец великого князя Николая Николаевича, возведенный в 1910 году по проекту архитектора А. Хренова. С 1985 года здесь находился дворец бракосочетания, известный своими праздничными и изящными интерьерами.
Крейсер «Аврора» находится у пересечения Петровской и Петроградской набережных. «Аврора» была пришвартована в этом месте, известном как «малая Стрелка», 17 ноября 1948 года. Символ революции 1917 года превратился в филиал военно-морского музея, экспозиция которого знакомит со столетней историей самого легендарного крейсера и российской корабельной техникой начала XX века.
•Троицкий мост
Троицкий мост стал третьей по счету постоянной переправой через Неву.
Мост был возведен после сооружения Благовещенского и Литейного мостов. Он соединяет Марсово поле и Суворовскую площадь с Петроградской стороной — Каменноостровским проспектом и Троицкой площадью.
История переправ в этом районе Невы восходит к 1803 году, когда к Летнему Саду был переведен старый плашкоутный мост, получивший название Петербургского. В 1824 году после окончательного оформления облика Суворовской площади началось строительство нового моста. Масштабные работы велись под руководством инженера- майора Лебедева. При оформлении каменной набережной была использована гранитная облицовка каналов, окружавших находящийся поблизости Михайловский замок. На противоположном берегу Невы была насыпана длинная дамба, сформировавшая подъезд к мосту. Первоначально предполагалось назвать мост Суворовским, так как он начинался от одноименной площади, украшенной монументом великому полководцу. Однако позднее он получил название Троицкого – по Троицой церкви, ныне утраченной, возвышавшейся на Петроградской стороне в центре современной Троицкой площади.
Этот мост верой и правдой прослужил 70 лет, после чего было принято решение о возведении постоянной переправы. Конкурс проектов выиграла компания Г.Эйфеля, удостоившаяся премии в 6000 рублей, однако строительство было поручено французской компании «Батиньоль», проект которой не был рассмотрен в рамках первого конкурса, однако был признан лучшим по эстетическим и экономическим соображениям во время повторного конкурса, инициированного городской Думой.
Новая переправа была торжественно открыта 16 мая 1903 года в рамках празднования двухсотлетия Петербурга. На открытии присутствовал Николай II. Мост был возведен в стиле модерн — обелиске на въезде и изящные светильники гармонично сочетались с ажурными контурами оград и опор. Новый мост был оснащен поворотным разводным механизмом, то есть один из его пролетов вращался вокруг центра тяжести в горизонтальной плоскости, открывая 2 фарватера проходящим под ним судам. Лишь в ходе реконструкции 1965-1967 годов поворотный механизм был заменен на более привычный для Петербурга пролетный.
В Советское время Троицкий мост подвергся существенным изменениям. С 1918 по 1934 год он именовался мостом Равенства, а с 1934 по 1991 — мостом Кирова. Имперские орлы, венчавшие обелиски, расположенные на подъезде к мосту со стороны Суворовской площади, были заменены на звезды и советские гербы. В 2005 году исторический облик моста был воссоздан.
Длина моста 582 метра, его ширина — 24 метра.
•Причал «Дворцовая набережная, 18»
Дворцовую набережную можно назвать одной из самых красивых и известных набережных Санкт-Петербурга. Именно здесь расположены знаменитые на весь мир достопримечательности Северной столицы: Эрмитаж, Зимний дворец, Русский музей, Дом ученых и многие другие. С этой улицы открывается отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. Расположена Дворцовая набережная на левом берегу Невы от набережной Кутузова и до Адмиралтейской набережной. Ее протяженность — 1300 метров.
Дворцовую набережную начали застраивать довольно рано — в самом начале 18 века. Архитектурный тон зданий задавали летняя и зимняя резиденции Петра I. Близкие к царю люди также стали возводить на этой земле свои дома. В 1705 году появился первый деревянный дом генерал-адмирала Федора Апраксина. Здание определило красную линию улицы, и все другие строения стали возводить согласно этой линии.
Дворцовая набережная имела много названий: Наличная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Миллионная. Часто ее называли Почтовой из-за того, что здесь располагался Почтовый двор. В 1762 году архитектор Растрелли построил здесь царскую резиденцию — Зимний дворец. После этого набережную, площадь и мост, расположенные поблизости, стали называть дворцовыми. Уже при советской власти улицу переименовали в набережную Девятого Января. Но в 1944 году ей вернули старое название.
Дворцовая набережная всегда славилась тем, что здесь жили известные и влиятельные люди: династия Романовых, поэт Иван Крылов, граф Сергей Витте.
•Адмиралтейская набережная
Адмиралтейская набережная в Петербурге (несмотря на свои весьма скромные размеры — всего лишь 414 метров) очень любима как туристами, так и местными жителями. Тянется она от перекрестка Дворцового проезда с Дворцовой набережной и Дворцовым мостом и до Сенатской площади. На этой улице в центре Петербурга находятся всего лишь восемь домов.
Именно здесь в 1704 году было заложено здание Адмиралтейства, которое впоследствии и повлияло на название улицы. Первые предпосылки к появлению набережной появились значительно позже: лишь в 1844 году, после того как все судостроительные работы были перенесены в другое место — галерную гавань. До этого никакой особой ценности улица не представляла. Скорее, наоборот, из-за каналов для спуска судов, рвов и земляных валов она портила весь вид в центре города.
В 1832 году на Дворцовой пристани установили скульптуры львов и декоративные порфировые вазы, сделанные в Швеции. В 1873 году началось строительство Адмиралтейской набережной, и уже через год ее торжественно открыли. Интересно, что на обустройство улицы было выделено 365 тысяч рублей. Сначала предполагалось, что все здания на набережной будут одинаковыми, но участки земли не раскупались, поскольку состоятельные люди не желали жить в однотипных домах, а горожане попроще не имели возможности строить жилье в центре Петербурга. Именно поэтому в 1878 году на Адмиралтейской набережной было разрешено строить любые здания, но их высота не должна была превышать 23,5 м. И в итоге улица стала очень известной: здесь жили влиятельные чиновники, банкиры, писатели и художники.
В 1910 году Адмиралтейская набережная была украшена скульптурой «Царь-плотник». Через восемь лет ее демонтировали. Лишь в 1996 году скульптура вновь была установлена: правительство Нидерландов подарило Петербургу ее точную копию.
Практически все здания на Адмиралтейской набережной имеют свою историческую ценность. В доме № 4 располагался театр Панаева, где впервые перед петербуржцами выступил Федор Шаляпин. Увы, в 1917 году дом сгорел, и в середине 20 века на этом месте построили школу. Дом № 8 принадлежал великому князю Михаилу Михайловичу, а спустя годы здесь находилось главное управление торговли Ленинграда. Сейчас часть здания занимает страховая компания, а парадные залы отреставрированы и открыты для посетителей. В доходном доме Рукавишниковой (№ 10) некоторое время жил композитор Чайковский.
Многие жители Северной столицы уверены, что Адмиралтейская набережная обладает неким магическим свойством. Например, если у вас что-то не ладится или просто плохое настроение, то прогулка вдоль набережной поможет привести мысли в порядок и даст заряд энергии.
•Медный всадник
Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник«» ближе к Неве.
Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала. О пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: возможно, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.
Мотив Медного всадника помещён русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом.
Своему названию «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашучиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.