Петергоф — волшебная сказка дворцов и фонтанов
Передвижение по маршруту
наземным транспортом

Петергоф — волшебная сказка дворцов и фонтанов

#
# 32.111 км.
# 2 часа

«Петергоф — волшебная сказка дворцов и фонтанов» — автобусная экскурсия в Петергоф


Увлекательная поездка в Петергоф начинается  у Нарвских триумфальных ворот и проходит по исторической Петергофской дороге,  на которой располагаются многочисленные памятники истории и архитектуры: замечательной красоты усадьбы княгини Дашковой и графа Шереметева, монастырь Троице-Сергиева пустынь и величественный Константиновский дворец. По прибытии в Петергоф  туристов ожидает знакомство с поражающим великолепием Большим дворцом и прославленными фонтанами Нижнего парка.

Прекрасная жемчужина в короне пригородов Петербурга, «фонтанная столица мира» — эти восторженные эпитеты принадлежат любимой загородной резиденции российских императоров — Петергофу. Задуманный Петром I в начале XVIII века как «Русский Версаль», Петергоф по своей роскоши и размаху быстро обогнал свой прототип, а по масштабам гидравлических сооружений он вовсе не имеет аналогов среди исторических дворцово-парковых ансамблей мира. Его богато украшенные скульптурой фонтаны и каскады, уникально расположенные на естественном перепаде высот, производят неизгладимое впечатление даже на искушенного зрителя. Центром петергофской императорской резиденции является стоящий на верхней террасе парка Большой дворец, выходящий своим южным фасадом в Верхний сад с фонтанами, а северным — к всемирно известному Большому каскаду и побережью Финского залива. Тщательно восстановленные после фашистской оккупации в годы войны интерьеры дворца протяженностью около 300 метров представляют собой незабываемое зрелище.

•Нарвские триумфальные ворота
Стачек пл.

Дорога из Санкт-Петербурга в Петергоф, Нарвские триумфальные ворота


•Усадьба Е. Р. Воронцовой-Дашковой «Кирьяново»
Стачек пр., 45

Усадьба строилась во имя свв. Кира и Иоанна, т. к. в день памяти этих святых (28.06.1762) Екатерина взошла на престол, и получила имя «Кир и Иоанново», постепенно название трансформировалось в «Кирьяново»

Появление загородного дома близкой подруги Екатерины II – Екатерины Романовны Дашковой, «Екатерины Малой», как ее называли во дворце, Синдаловский связывает с легендой: в пути по Петергофской дороге лошадь, запряженная в карету Екатерины II, потеряла подкову. Суеверная императрица приказала построить на этом месте загородный дом в форме подковы и подарила его своей подруге Дашковой, находившейся с ней в карете в тот момент.

Изначально усадьба была деревянной, прямоугольной в плане; в центре находился господский дом, а по углам – четыре флигеля. К заливу вела прямая просека, вся территория была прорезана каналами, образующими островки. Усадьба сильно пострадала во время наводнения 1777 г. После этого в 1783-1784 гг. усадьба была заново отстроена из камня. Архитектором здания считают Джакомо Кваренги, однако, в своих мемуарах Дашкова называет себя автором усадьбы.

Двухэтажный каменный корпус соединен дугообразными крыльями с симметричными флигелями. Главный фасад украшен четырехколонным портиком. Дворец имеет строгий, симметричный план, спокойную ордерную систему декорации. Усадьба славилась обширным пейзажным парком, раскинувшимся до взморья.

После смерти княгини, произошедшей в 1810 г., имение наследовал ее двоюродный племянник И.И. Воронцов. Наследники сдавали усадьбу внаем.

В 1805 году в усадьбе был открыт трактир «Великобританский». В 1820-х гг. дача сдавалась одному из петербургских клубов, где собирались литераторы, в том числе И. А. Крылов, который читал здесь свои басни, Д. И. Хвостов, П. А. Катенин. Около 1838 г. Воронцов продал Кирьяново купцам Якимовым. Одно время в центральном здании усадьбы работала их шелкоткацкая фабрика. А.В. Якимовым приморская часть дачи в 1847 г. была продана А.В. Стариковой, отчего площадь имения сократилась на треть.

В конце XIX века в усадьбе располагались оранжереи Ушакова.

К тому времени усадьба обветшала, парк был запущен и окончательно разорен, когда прокладывали железную дорогу к Путиловскому заводу. В парке собирались на сходки рабочие расположенного рядом Путиловского завода. 

В конце XIX – начале ХХ века усадебный дом был перестроен: на крыльях и флигелях появились деревянные надстройки, чрезвычайно исказившие вид. Здесь находился семейный клуб рабочих Путиловского завода.

Во времена Дашковой нынешний задний фасад считался лицевым – еще Петр I приказал ориентировать усадьбы «лицом» к морю.

В советский период, в разное время, – пионерская база завода «Красный путиловец», жилой дом, школа № 17 для взрослых, а после Великой Отечественной войны – детский сад №4.

В апреле 2007 г. здесь открылся филиал музея «Нарвская застава» . А в самой усадьбе создана мемориальная комната княгини Дашковой.

Экспозиция музея занимает три комнаты и посвящена истории земель вдоль южного берега Финского залива, важнейшей градостроительной артерии старого Петербурга Петергофской дороге и непосредственно владелице усадьбы княгине Е. Р. Дашковой. Имеется небольшой зал для лекций и видеопросмотров.

Усадьба Александрино
Стачек пр., 226

Александрино – одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца – А. Д. Шереметева.

В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 года. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 году царевна скончалась и участок был разделен на два.

Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.

В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.

После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».
Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. Сегодня здесь размещается детская художественная школа.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Санкт-Петербургское ш., 15

Приморская Троице-Сергиева монастыря дача, Сергиева пустынь (пустынь – уединенное поселение отшельников), как обычно называли монастырь, сегодня это – Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

1730-1740 годы – время правления родной племянницы Петра I, Анны Иоанновны, которая в делах просвещения и миссионерской деятельности сделала очень многое в интересах Русской Церкви. В  1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение». Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.

Скромная обитель занимала небольшой, почти квадратный, участок со стороной около 140м. Она была обнесена деревянной оградой с наугольными башнями. На центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенная в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви – монашеские кельи и каменный дом настоятеля. Обремененный многими церковными делами, Архимандрит Варлаам не так часто посещал обитель, но похоронить себя завещал именно здесь. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

Константиновский дворец
Глинки ул., 6/4 | Стрельна

Константиновский дворец (с 2003 г. — Дворец конгрессов) — красивейший памятник архитектуры и садово-паркового искусства, расположенный на живописном побережье Финского залива менее чем в 20 км от центра Санкт-Петербурга.

Государственный комплекс «Дворец конгрессов» создан на основе памятника архитектуры XVIII века — Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля. Еще в 1715 году Петр I задумал построить здесь парадную императорскую резиденцию, способную по масштабам и красоте затмить знаменитый Версаль. В конце XVIII века Стрельна стала резиденцией великих князей Дома Романовых. После революции 1917 года Стрельнинский ансамбль был объявлен «первоклассным памятником архитектуры». К сожалению, во время Великой Отечественной войны исторический дворцово-парковый ансамбль подвергся значительному разрушению. В 1955 году после необходимых восстановительных работ в Константиновском дворце поселились курсанты Ленинградского Арктического училища. Училище просуществовало до начала 1990-х годов,  а затем наступили годы запустения. Резиденция, задуманная Петром I как «Русская Версалия», оказалась на грани исчезновения. Начало XXI века стало для памятника архитектуры поистине судьбоносным. Под эгидой Управления делами Президента РФ в Стрельне начались беспрецедентные по срокам и масштабам работы по реставрации и реконструкции исторического ансамбля. Константиновский дворец и парк были возрождены в соответствии с проектными чертежами, рисунками, воспоминаниями и другими документами XVIII - XIX веков, появились новые здания и сооружения. «Дворец конгрессов» распахнул свои двери к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Саммиты «Большой двадцатки» и «Большой восьмерки», встречи формата «Россия – Евросоюз», переговоры глав государств и правительств, официальные визиты — это лишь одна из сторон деятельности государственной резиденции.

В настоящее время Константиновский дворцово-парковый ансамбль доступен для посещения всеми желающими и является одним из значимых туристических объектов Санкт-Петербурга. Дворцово-парковый комплекс включает в себя: великолепный Константиновский дворец, Нижний и Верхний парки, расположенный на Петровском острове Павильон Переговоров, современный Пресс-центр, пятизвездочный отель «Балтийская Звезда», 20 двухэтажных коттеджей «Консульская деревня», Конюшенный корпус и Экскурсионное бюро.

Комплекс по праву считается одним из самых престижных мест для проведения мероприятий любого уровня - все залы оснащены по последнему слову техники. 

Путевой Дворец Петра I в Стрельне
Больничная Горка, 2 | Стрельна

Это единственное сооружение, оставшееся от скромной загородной усадьбы Петра I. Здесь он останавливался во время своих частых поездок в Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум.

К западу от парка Константиновского дворца, на высоком холме, находится самая ранняя постройка Стрельны – небольшой бело-желтый деревянный дворец типичной для петровского времени архитектуры. 

Строительство императорского имения началось здесь в 1711 году, сам же дворец появился через пять лет. Автор первоначального проекта неизвестен. В 1719-1720 годах дворец перестроили по распоряжению царя: появились мыльня со светлицей и мезонин.
На участке находились хозяйственные службы: оранжереи, пасека, плодовый и липовый сады, огород, на грядках которого высаживались медоносные душистые растения и различные овощные культуры. Особенностью петровского огорода было выращивание пряных и лекарственных растений на одной грядке. Эта традиция идет из Голландии, поэтому и получила название «Огород на голландский вкус». По преданию, именно в Стрельне по указу Петра впервые в России был посажен картофель.

Речка Стрелка, протекавшая с южной стороны усадьбы, использовалась для устройства рыбных прудов. В Стрельне разводили карпов и форель для подачи на царский стол, особенно в постные дни.

В усадебный комплекс входила деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1708 году. В ней хранили военные реликвии петровского времени; здесь венчалась с генералом П. П. Ланским вдова А. С. Пушкина Наталья Николаевна. В годы Великой Отечественной войны храм сгорел. В настоящее время можно увидеть остатки церковного фундамента и деревянный памятный крест, установленный после войны.

Деревянный дворец в Стрельне, как память о Петре, был предметом особых забот и внимания. В середине XVIII века, при Елизавете Петровне, была проведена капитальная реставрация обветшавшего деревянного здания под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли.
Преемники Петра I чаще всего использовали деревянный дворец для непродолжительных остановок во время переездов из Петербурга в Петергоф. В разное время жителями маленького деревянного дворца были такие известные персоны как Григорий Потёмкин, княгиня Е. Р. Дашкова, А. В. Суворов.

При Екатерине II дворец вновь отреставрировали, и с 1786 года в нем разместился военный госпиталь. Следующая реставрация была осуществлена в 1837-1840 годах архитектором Х. Ф. Мейером, который разобрал здание и воссоздал его в соответствии с проектом Ф. Б. Растрелли 1750 года.

На протяжении долгого времени дворец, чудом уцелевший в период Великой Отечественной войны, служил в качестве больничного здания, затем детского сада. В 1987 году он был передан ГМЗ «Петергоф», и начались восстановительные работы, завершенные в 1999 году. На основе сохранившихся материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.

В коллекции дворца находятся личные вещи первого русского императора: праздничный костюм Петра I; лоскутное одеяло, по преданию сшитое для царя его супругой Екатериной I; ширма для спальни, расписанная в стиле «шинуазри». К интересным экспонатам можно отнести и бронзовый барельеф Петра, выполненный по модели скульптора К. Растрелли; слепок с оттиска кисти руки императора; парадный портрет Петра I — редкое прижизненное изображение молодого царя работы неизвестного русского художника. Дворец находится под охраной государства как один из редких, сохранившихся до наших дней, памятников русской архитектуры начала XVIII века.

Парк Александрия

Парк Александрия назван так по имени своей первой владелицы — императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Cолнце, цветы, тенистые рощи старых дубов, «музыка воды» ручья, просторы лугов под сливающимся с заливом бездонным небом — всё это и есть Александрия — семейное гнездо четырёх поколений династии Романовых.

1826 - 1829 гг., Архитектор А. Менелас. Садовые мастера: Ф. Вендельсдорф, А. Гомбель, Н. Родионов, П. Эрлер.

Дворцово-парковый ансамбль «Александрия» — место постоянного летнего отдыха четырёх поколений династии Романовых — примыкает к восточной границе официальной императорской резиденции, отделившись стеной от Нижнего парка
История этого места могла быть совсем другой, если бы А.Д. Меншикову, владевшему этим участком, удалось в 1725 году возвести здесь грандиозный загородный дворец «Монкураж» — «Моя отвага». Однако вскоре генерал-губернатор Санкт-Петербурга оказался в опале, его владения были конфискованы, и дворец остался недостроенным. Отвага сошла на нет, зато императрица Анна Иоанновна впоследствии открыла здесь Царский охотничий парк — Ярдгартен.

Новая страница в истории будущей «Александрии» началась во второй четверти XIX века. В мае 1826 года император Николай I повелел построить на этих землях дачу — «…сельский домик или, так называемый, «котич» … с присоединением парка», поручив все работы по проектированию и строительству Адаму Менеласу, архитектору с шотландскими корнями. Менелас построил дворец «Коттедж» в духе модной в то время неоготики, возвёл хозяйственные корпуса, разбил пейзажный парк площадью 115 га. При участии садовых мастеров Ф. Вендельсдорфа, Н. Родионова и А. Гомбеля ему удалось создать на берегу Финского залива один из самых интересных и самобытных пейзажных парков русского романтизма второй четверти XIX века. Романтический дух места особенно подчеркивали многочисленные архитектурные сооружения в неоготическом стиле: караулки, чугунные колодцы, переброшенный через глубокий овраг Руинный мост, вблизи которого в то время ещё можно было обнаружить остатки несостоявшегося дворца "Монкураж". Парк украсили беседки, перголы, садовые скамейки. До наших дней сохранился каменный диван, высеченный в огромном валуне.

Архитектурную деятельность Адама Менеласа продолжил А.И. Штакеншнейдер. На протяжении 22 лет он перестраивал созданную шотландским мастером ферму с павильоном «в сельском вкусе» и крышей, расписанной под солому, превратив ее, наконец, в Фермерский дворец императора Александра II. С именем Штакеншнейдера связано появление в «Александрии» Новой фермы, здания Дворцовой телеграфной станции и Константиновского (Адмиральского) домика, предназначенного для проживания второго сына императора Николая I и Александры Фёдоровны — великого князя Константина Николаевича. Рядом с Фермерским дворцом находится построенный Э.Л. Ганом домик для фельдъегеря.

Много лет здесь трудился садовый мастер П.И. Эрлер, могила которого с 70-х годов XX века находится рядом с Готической капеллой — домашней церковью императорской семьи, построенной по проекту К. Шинкеля в неоготическом стиле и ставшей одной из самых оригинальных и красивых построек — Александрии».

Сдержанная и добрая, императрица Александра Фёдоровна создала в «Александрии» особый мир любви, семейного тепла и уюта, который высоко ценили царственные наследники: сын — император Александр II и внук — император Александр III, каждое лето проводивший с семьёй в «Коттедже». А для правнука Александры Фёдоровны — императора Николая II — на берегу залива, у самой кромки воды, архитектором А.О. Томишко был построен Нижний дворец, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Дача «Александрия» создавалась Николаем I как место семейного отдыха. В императорских семьях детей окружали особой заботой. Для их образования, воспитания и досуга в «Александрии» создавались самые разные детские сооружения, например, спортивная площадка с южной стороны от «Коттеджа», которую воссоздали по чертежам Л.И. Линдена, учителя гимнастики детей императора. А рядом с Фермерским дворцом воссозданы детская Крепость с валом, специально построенная по законам фортификации того времени, и детская Пожарная каланча. К сожалению, не сохранились Детский сельский домик, Голубятня, Детская ферма на берегу залива и водяная Мельница, располагавшаяся восточнее Фермерского дворца на ручье.

Современный парк «Александрия» — это прекрасное место для семейного отдыха. Дети вместе с родителями могут посетить гимнастическую площадку великих князей, принять участие в Рыцарском празднике, стать участниками интерактивных программ, исторических реконструкций, звонко ударить в колокол на детской Пожарной каланче или просто погулять по одному из самых красивых пригородных парков нашей страны.

Собор Святых апостолов Петра и Павла | Петергоф
Санкт-Петербургский пр., 32

Петергофский собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в том числе и Крестовоздвиженской церкви, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Александр III одобрил идею строительства и лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда, а также назвал зодчих, которым были заказаны проекты - Н.И. де Рошфеор, А.И. Семенов, Л.Н. Бенуа и Н.В. Султанов.
К собору была приписана, находившаяся на Торговой площади каменная часовня преп. Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (арх. Н. Л. Бенуа), разрушенная в 1957 году.

В течение многих лет собор был главным храмом Петергофа.

Как и многие другие памятники Петергофа здание сильно пострадало во время войны. Во время оккупации фашистами Нового Петергофа на колокольнице засели немецкие корректировщики. Отсюда хорошо просматривались Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, Финский залив, Васильевский остров. Отсюда враг корректировал артиллерийский огонь. Ответным огнём была разрушена колокольница. После войны здание храма использовался под склад тары.

9 июля 1994 года храм был полностью освящён Патриархом Алексием II.

Архитектура, план церкви

Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII вв. Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров. Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами. На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.

Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея. Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Римляныни; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской. Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.

Верхний сад Петергофа


Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом – гармоничный, светлый, просторный. Его планировка была выполнена по наброскам самого Петра I и лишь незначительно менялась со временем

1 этап формирования ансамбля: 1714-1724 гг. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, садовый мастер Л. Гарнихфельт.
2 этап формирования ансамбля: 1733-1739 гг. Архитекторы И. Я. Бланк, И. П. Давыдов; скульптор Б. К. Растрелли.
3 этап формирования ансамбля: 1754-1760 гг. Архитектор Ф. Б. Растрелли.

Площадь сада - 15 Га.

При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.
Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.

Композиционно сад связан с архитектурой Большого дворца. Центральной части соответствует партер с зелеными газонами, включающий в себя три бассейна с фонтанами, расположенные на центральной оси. По сторонам партера находятся два квадратных пруда и три пары симметрично расположенных боскетов, обрамленных стриженым кустарником. По принципу планировки боскеты называются квадратными, косыми и круговыми.

Со времен Анны Иоанновны Верхний сад украшают пять фонтанов, в боскетах у восточного пруда разбит розарий, а у западного – возрожден петровский аптечный огород, на грядках которого выращивают зверобой, душицу, эхинацею, мелиссу, мяту и другие лекарственные травы.
Верхний сад является прекрасным образцом регулярного паркостроения. Его геометрическую планировку подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов. Обязательным элементом регулярных садов является скульптура. Самая интересная барочная скульптурная группа — «Нептун» — находится в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг., приобретена императором Павлом I и пережила на своем веку немало приключений. Небольшой каскад с южной стороны бассейна украшает бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Партер оживляют выразительные силуэты мраморных изваяний бога садов Вертумна, богини плодородия Помоны, бога тёплого ветра Зефира и Флоры — богини весны. Это произведения итальянского скульптора XVIII века Антонио Бонацца.

В результате комплексной реставрации, проведенной на основе исторических документов в 1960-х годах, Верхний сад стал одним из лучших примеров восстановления регулярного парка XVIII века.

Притягательный в любое время года — и в цвету плодовых деревьев, и пылающий красками осени, и похожий на хрустальный волшебный лес зимой, Верхний сад является прекрасным местом для прогулок жителей Петергофа и его гостей.

Большой Петергофский дворец
Разводная ул., 2

Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

1 этап постройки: 1715-1725 гг. 
Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.
2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.
Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой Петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Нижний парк Петергофа
Разводная ул., 2

Нижний парк создавался по образцу регулярных садов и сохранил все особенности своих французских оригиналов. Хотя к настоящему времени исчезли многие декоративные элементы, время не смогло уничтожить дивную архитектурную гармонию сада, созданного Ж.-Б. Леблоном, талантливым учеником творца версальских садов А. Ленотра. Парк разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую).

Даты формирования ансамбля: 1714 - 1723 гг.,

Архитекторы: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Н. Микетти (1675-59), Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865).
Садовые мастера: Л. Гарнихфельт, А. Борисов, Б. Фок, Т. Тимофеев.

Планировку Нижнего парка определяют две системы аллей, расходящихся веером от Большого дворца и дворца Марли. Схема планировки продумана настолько глубоко, что ни одно садовое украшение, ни одна деталь не прячется от взглядов гостей. Каждая аллея заканчивается либо дворцом, либо фонтаном. Для регулярного парка характерно симметричное расположение его основных сооружений. На склонах возвышенности устроены каскады — «Большой» (в центральной части, у подножия парадного дворца), «Шахматная гора» (в восточной части) и «Золотая гора» (в западной части). Перед каждым из них – парные фонтаны: «Чаши», «Римские», «Менажерные». Только один из четырех каскадов Нижнего парка расположен в партере — это самый поздний по времени создания «Львиный» каскад, но именно он завершает воплощение идеи Петра, заложенной в композиции парка: каждому дворцу и павильону соответствует свой каскад.

Парк площадью 112, 5 гектаров украшают около 150 фонтанов, среди которых столь любимые детьми и взрослыми шутихи «Дубок», «Зонтик», «Елочки», «Водяная дорога» и «Диванчики».

#
Достопримечательности в составе маршрута