Великокняжеский Петербург
Маршрут проходит по знаменитым дворцам, которые когда-то принадлежащим членам императорской семьи
Жизнь великих князей и княгинь императорской крови всегда оставалась в тени венценосных особ, однако их роль в истории столицы и страны не менее интересна, чем императорская. Дворцы поведают, какими людьми были и чем запомнились великие князья и княгини, за стенами которых интриговали и хранили тайны, устраивали роскошные балы и вели по-домашнему уютную жизнь.
•Мариинский Дворец
Исаакиевская пл., 6
Мариинский дворец на этом месте построен в 1839-1844 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера. Он стал подарком Николая I своей дочери Марии к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Отсюда и название здания - по имени хозяйки. Великая княжна Мария Николаевна обладала весьма своенравным характером. Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: «Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге». Сразу после венчания начались работы над постройкой их постоянной резиденции. Для Мариинского дворца был выбран участок, на котором находился бывший дворец графа Чернышёва. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в Санкт-Петербурге. Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года. Мариинский дворец занял участок не только дома Чернышёва, но и ещё трёх смежных с ним. Рядом с образовавшимся единым участком был проложен Новый переулок (ныне переулок Антоненко). Для вхождения здания в ансамбль Исаакиевской площади до 97,3 метров был расширен Синий мост, после чего он стал самым широким в городе. Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла. Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца. На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей. Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля — Гофмейстерском и Офицерском. Герцог Максимилиан скончался в 1852 году. Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию. В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет, c 1885 года в нём размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров Российской империи. В апреле 1902 года в вестибюле дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.
С 1994 года дворец стал местом заседаний городского парламента — Законодательного собрания (ЗАКС) Санкт-Петербурга.
•Мраморный Дворец
Миллионная ул., 5/1
Первое строение на этом участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей появилось в 1706 году. Здесь на берегу Невы был построен Почтовый двор, с июня 1714 по осень 1716 года здесь по проекту Доменико Трезини был построен новый Почтовый двор («Почт-гаус») с пристанью для двух «почтовых фрегатов», совершавших регулярные рейсы между Петербургом, Данцигом и Любеком. В 1768-1785 годах архитектором Антонио Ринальди здесь был построен дворец, названный Мраморным. Он был возведён по указанию Екатерины II в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Григорьевичу Орлову. Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых Екатерина оказалась на русском престоле. Поначалу она предполагала сделать на фронтоне надпись: «Воздвигнут благодарственной дружбой», но в конце концов заменила её на «Здание благодарности». Ответным жестом графа стал огромный персидский бриллиант «Надир-шах» массой в 189,62 карата и стоимостью 460 000 рублей. Цена драгоценного камня совсем немного не дотянула до стоимости самого дворца. Сейчас этот бриллиант известен под названием «Орлов». Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент замурован мраморный ящик с монетами. Первичная обработка природного камня. осуществлялась в 1770-1774 годах. В 1774 году приступили к отделке фасадов Мраморного дворца мрамором и гранитом, к отделке внутренних помещений. Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицевали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название — «Мраморный дворец». Белый мрамор привозили из Италии, мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания. Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.
Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Ко времени смерти Григория Григорьевича у Екатерины II был другой фаворит и дворец вызывал у графа неприятные эмоции. Вместе со своей супругой он жил в одном из скромных петербургских домов, который ему также подарила императрица. Одна из петербургских легенд говорит о том, что со стороны Мраморного переулка существовала потайная дверь, которой якобы пользовалась Екатерина II при визитах к Орлову. Эта легенда опровергается тем, что граф во дворце никогда не жил.
•Аничков Дворец
Невский пр., 39A
Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что вошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разно этажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б.Растрелли. В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. В 1817 году во дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и его сын Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.
В 1841 Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
•Дворец Белосельских-Белозерских
Невский пр., 41
В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских — Крестовский остров. В 1799-1800 годах по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект. Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад — не соответствующим их высокому положению в обществе. Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе. Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века. По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки. Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы. Иногда они устраивались только для семьи императора. Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист. Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца. Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея). В 1917 году из-за участия в убийстве Распутина великому князю пришлось уехать из России. Дворец Белосельских-Белозерских был приобретён банкиром и промышленником И. И. Стахеевым. В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. Вместе с Аничковым дворцом здание передавалось Музею города. Но в конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году — районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания. Другие помещения сдавались в аренду различным организациям. В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт. В 1941 году здесь формировались отряды народного ополчения. Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал. В 1948-1949 и 1954 годах его восстановили и отреставрировали. В 1960-1988 годах воссоздавались утраченные интерьеры. Этими работами руководила И. Н. Бенуа. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра.