Театральный Квартал
Передвижение по маршруту
пешком
Начало маршрута
Как добраться?
# Островского пл., 6

Театральный Квартал

#
# 0.167 км.
# 1 час

Экскурсионный маршрут даст возможность петербуржцам и гостям Северной столицы отправиться в увлекательное часовое путешествие внутрь театрального квартала. Его протяженность составит всего 800 метров, но данная экскурсия обещает дать полноценную картину театральной жизни северной столицы. 


«Театральный квартал» — это новое направление культурно-познавательного туризма, которое будет пользоваться большой популярностью не только у гостей, но и у жителей нашего города. Маршрут наполнен памятными местами, связанными с известными историческими событиями и личностями. Важно, что любой гость и житель Северной столицы может насладиться объектами показа с различных ракурсов: творческого, познавательного и исторического. Синтез культуры и туризма — это ещё один пример знакомства с историей города.

Все объекты маршрута: Александринский театр, Музей театрального и музыкального искусства, Театральная библиотека, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, прекрасно вписываются в контекст старого Петербурга и находятся в шаговой доступности друг от друга. Фактически, это и есть один квартал, ограниченный площадью Островского, улицей Зодчего Росси, площадью Ломоносова и рекой Фонтанкой.

•Александринский театр

Островского пл., 6

Старейший русский драматический театр сохранившийся до наших дней.

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина — легендарный Александринский театр — является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания — Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В XVIII, XIX и начале XX веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.

С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Александринский театр — это учебник истории русского театрального искусства.

В течение сезона 2005/2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. 

Музей театрального и музыкального искусства


Островского пл., 6

В музее можно увидеть все то, что сегодня помогает представить легендарные драматические и музыкальные спектакли

Музей расположен в здании бывшей Дирекции Императорских театров, построенном в первой половине ХIХ века великим зодчим Карлом Росси. Из фасадных окон музея виден Александринский театр - центр архитектурного ансамбля, созданного Росси во имя театра.

В здании музея располагается уникальная экспозиция «Театральные легенды Петербурга», двукратно удостоенная высшей музейной премии — «Музейный Олимп» (в 2009 и 2011 годах). На сегодняшний день она состоит из 6 разделов: «Истоки и начало профессионального театра в России в 18 веке. Век Просвещения на русской сцене», «Театральная жизнь в Петербурге XIX века», «Театральные сновидения», «Искания театра эпохи Серебряного века», «Театральный авангард 1920–1930-х гг.», «Советский театр за железным занавесом».

В экспозиции представлены раритеты музейной коллекции, рассказывающие о первых постановках «Жизни за Царя» Глинки и «Ревизора» Гоголя, «Горя от ума» Грибоедова и «Русалки» Даргомыжского, опер Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и пьес Островского, Толстого, Сухово-Кобылина. Уникальные музейные экспонаты рассказывают о творчестве прославленных мастеров сцены, с которыми связаны театральные реформы и новации русского театра первой половины ХХ века — Вс. Мейерхольда, А. Таирова, М. Фокина, А. Павловой, В. Нижинского, В. Комиссаржевской, Н. Акимова, Ф. Шаляпина, Г. Улановой… Роскошные костюмы, выполненные в мастерских императорских театров, макеты и эскизы художников А. Бенуа и Л. Бакста, К. Малевича и В. Татлина из фондов музея соседствуют со специально созданными арт-объектами. Театрализованная интерактивная среда помогает посетителям пристальнее вглядеться в прекрасные лица и образы ушедшей театральной эпохи.

«Волшебный мир театра» — так называется постоянная выставка, расположенная на другом этаже музея. Великолепные макеты театров разных стран и эпох перенесут нас из Античного театра в мистериальные представления или в Шекспировский «Глобус», или шведский Королевский театр в Дротнинхольме. Замечательные костюмы из гардероба императорских театров, искусно сделанная бутафория, фрагменты декораций и реквизита — все то, что можно увидеть в настоящем театре за кулисами, представлены на выставке. Мир театрального закулисья открывает свои тайны: как в театре раздаются раскаты грома, завывает ветер, шумит морской прибой — все эти шумовые машины может каждый посетитель попробовать в действии. Фотография, сделанная на экспозиции в одной из театральных шляп, будет напоминать о необычной экспозиции. В очень красивом и нарядном театральном зале, построенном по эскизу академика живописи Э. С. Кочергина, звучит музыка, актеры показывают спектакли и концертные программы.

В музее и его филиалах проводятся циклы экскурсий и лекций по истории театра для взрослых и детей, концерты звукозаписей, вечера воспоминаний, встречи с выдающимися актерами, художниками, музыкантами, показ самостоятельных актерских и режиссерских работ, моноспектакли, камерные концерты. Музей как научный и культурно-образовательный центр посещают более 150 тыс. человек в год.

Санкт-Петербургская Театральная библиотека


Зодчего Росси ул., 2

Два с половиной века, неизменно храня верность своему назначению — быть вместе с отечественным театром, — существует Театральная библиотека. Не одно поколение читателей и сотрудников вложило знания, труд и любовь в ее создание и развитие.

Старейшая театральная библиотека России была создана по указу императрицы Екатерины II 30 августа 1756 года вместе с первым Русским общедоступным театром. Изначально библиотека была репертуарной, но в последующем стала Центральной библиотекой Дирекции императорских театров. 

Уже  более двух сот лет она несет на себе призвание собирать и бережно хранить все, что имеет отношение к отечественному театру. На сегодняшний день фонд библиотеки включает в себя огромное количество экспонатов – ценнейшие рукописи и раритетные театральные издания, документальные и творческие архивы театралов, программы спектаклей и афиши, фотоснимки, эскизы сценических костюмов и декораций. Вся история русского и советского театра уместилась в залах Театральной библиотеке. Очень важно, что  коллекция пополняется беспрерывно.

• Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой


Зодчего Росси ул., 2

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Её основала в 1738 году императрица Анна Иоанновна
Первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. А первыми учениками – 12 девочек и мальчиков, дети дворцовых служащих.
В конце XVIII – начале XIX веков здесь работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров). Шарль Луи Дидло, основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского. Более того, в это время русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец стал стержнем образовательной программы Академии.

В Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма).

Позже преподавать в училище начали Мариус Петипа  и Энрико Чекетти, а также множество других великолепных педагогов.

Многие балетмейстеры жили недалеко от Академии – так, Дидло выбрал дом на углу современной улицы Рубинштейна и Невского проспекта, а Мариус Петипа снимал квартиру буквально «за углом» - на набережной Фонтанки, д. 51-53.

Академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Анна Павлова познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева, Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.

И, конечно, нельзя не упомянуть Агриппину Яковлевну Ваганову. Сама бывшая выпускницей Театральной школы, после революции она вернулась сюда как преподаватель и создала лучшую в мире систему обучения классическому танцу.

Здание Академии изначально было построено как доходный дом Департамента уделов Министерства императорского двора. В 1836 году поступил высочайший приказ о передаче здания Дирекции императорских театров. После изменения фасада (аркады были заложены, арки превращены в оконные ниши) и интерьеров, произведённого по проекту архитектора А. К. Кавоса, туда въехало Санкт-Петербургское Императорское театральное училище. Благодаря этому дом № 2 стал одним из центров театральной жизни Петербурга.

Вплоть до 1917 года в части здания, примыкающей к площади Островского, располагалась Дирекция Императорских театров, помещения которой в 1918 году занял Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства. Кроме него сегодня в этой части здания находится Санкт-Петербургская театральная библиотека — уникальное в мире собрание материалов по истории театра. В средней части корпуса расположилась Музыкальная библиотека Мариинского театра, основанная в начале XIX века. В части дома, примыкающей к площади Ломоносова, в 1998 году восстановлен православный храм во имя Святой Троицы. Храм был основан в 1806 году и являлся домовой церковью театрального училища и Дирекции театров.
В 1941-1945 годах в доме № 2 располагался штаб Ленинградского военного округа, для которого в средней части здания был построен бетонный бункер.

• Улица Зодчего Росси


Архитектурный ансамбль Александринского театра и улицы Зодчего Росси 

Площадь Ломоносова


Ломоносова площадь (до 1948 Чернышёва площадь) между улицей Зодчего Росси и набережной реки Фонтанки названа в честь М. В. Ломоносова.
Площадь Ломоносова является предмостной площадью моста Ломоносова. К площади сходятся: набережная реки Фонтанки, улица Зодчего Росси, улица Ломоносова, Торговый переулок. В начале XVIII века происходил процесс сосредоточения важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах. Будущая площадь Ломоносова была городской окраиной, до середины столетия это место занимала усадьба Аничкова дворца.
 
К середине XVIII века назрела необходимость приведения в порядок отдельных районов города. Архитектору К. И. Росси была поручена перепланировка усадьбы Аничкова дворца (К середине XVIII века это была территория от реки Фонтанки до Садовой улицы по Невскому проспекту) и прилегающей к ней территории между Невским проспектом и Чернышёвым переулком (современная улица Ломоносова). С 1836 по 1891 гг. площадь называлась Чернышёвской, с 1844 по 23 августа 1948 года – площадью Чернышова, с 23 августа 1948 года – площадью Ломоносова. Небольшой сквер на этой площади был разбит в 1870-х годах. В 1892 году в его центре был установлен бюст М. В. Ломоносова работы скульптора П. П. Забелло.

Дом на набережной реки Фонтанки, 55

В квартирах этого дома проживали известные и выдающиеся деятели искусства.

Это бывший доходный дом, построенный в стиле эклектика по проекту архитектора Бергмана Роберта Егоровича в 1863-1865 годах. Дом был надстроен в 1901 году архитектором Гилевым Петром Ивановичем.

С 1916 по 1955 года в доме проживала выдающаяся актриса Екатерина Павловна Корчагина-Александровская, игравшая на сцене Александринского театра. В память о ней на фасаде дома установлена мемориальная доска (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор В. В. Федотов).

Новая сцена Александринского театра


Уникальный многофункциональный театральный центр, открывшийся весной 2013 года.
Архитектурный проект бережно вписывает ансамбль зданий Новой сцены в историческую городскую среду между площадью Островского и набережной реки Фонтанки, по соседству с основным зданием Александринского театра.

Ансамбль Новой сцены Александринского театра состоит из трех корпусов: сценической площадки, медиа-центра и учебного комплекса для постдипломного обучения по ключевым театральным профессиям. Основная сцена-трансформер со зрительным залом на 300 мест — самая современная с точки зрения технического оснащения театральная площадка России.

Сфера деятельности Новой сцены Александринского театра не ограничивается собственно театральным искусством: в перспективе комплекс должен стать не только общероссийским центром современного театрального процесса, но и одной из главных в Петербурге площадок современного искусства. На территории Новой сцены будут регулярно проходить выставки современного искусства, начнут реализовываться программы в области видеоарта, развернется деятельность дискуссионного клуба с лекциями, мастер-классами, семинарами специалистов в области contemporary art. Среди важнейших направлений деятельности комплекса — реализация образовательной просветительской программы, подчеркивающей и развивающей идею комплекса как института, нацеленного на поиск и эксперимент.

#
Достопримечательности в составе маршрута