Передвижение по маршруту
Петербург Петра Великого
Проходя по данному маршруту Вы откроете для себя немало интересных и малоизвестных фактов из города Петербурга времен Петра Первого, а также убедитесь, что многие традиции прошлого живы и сейчас в северной столице
Петербург был основан Петром Великим 16 (27) мая 1703 года в дельте Невы на небольшом островке Енисаари (Заячьем). Там Петр заложил крепость, выбрав место, близкое к выходу в открытое море, куда он так стремился. Начиная с 1705 г. почти три десятилетия строительными работами в Петропавловской крепости руководил прибывший из Дании итальянский архитектор Доменико Трезини. Вся жизнь города была сосредоточена около нее, на нынешней Троицкой площади. Там находились Сенат, Таможня и первая «австерия» (ресторан). По его же проекту было возведено здание каменного Петропавловского собора, ставшего впоследствии одним из символов города. Уже в первой четверти XVIII в. собор служил усыпальницей членов царской семьи. Здесь в 1725 г. был похоронен и сам основатель города Пётр I.
В строительстве города, его благоустройстве Петр принимал самое активное участие. В вопросах, касающихся Главной частью города в этот период был Городской остров, где первоначально проживал и сам Петр I. На острове были расположены Троицкая церковь, Гостиный двор, служебные здания, ремесленная слобода и воинские части. На Миллионной линии находился первый Зимний дворец Петра, построенный в 1711 г. и расширенный в 1725 г. Застройка вдоль набережной Невы и Миллионной линии тянулась до Царицына луга - современного Марсова поля — и заканчивалась у него мазанковым двухэтажным зданием Почтового двора, в котором приезжающие в Петербург могли останавливаться.
Вся территория между Адмиралтейством и Фонтанкой, Невой и Мойкой была застроена и освоена. Мойку соединили с Фонтанкой, а также с Невой, для чего были прорыты три канала, получившие название Лебяжьей канавки, Красного канала и Зимней канавки.
Город возник, чуть ли не в одночасье по велению грозного царя Петра в устье Невы на болотистой равнине. Санкт-Петербург заведомо строился как европейский город, и влияние европейской культуры ярко отразилось на его облике и культуре.
•Андреевский собор | Собор святого Апостола Андрея Первозванного
6-я линия В. О., 11
6-я линия В. О., 11
Андреевский собор был построен в 1728 году и числился церковью во имя Андрея Первозванного до 1744 года
В 1728 году на Васильевском острове, на пересечении Большого проспекта и 6 линии, был выделен земельный участок, на котором возвели деревянную церковь. Предполагаемым автором проекта был Д.А. Трезини. Церковь была освящена во имя Святого Апостола Андрея Первозванного в 1732 году и предназначалась для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена. В 1744 году церковь получила статус собора.
На торжественных богослужениях в церковь приходили члены царской семьи, многие известные личности того времени. В их числе М. Ломоносов и В. Тредиаковский. С 1740 по 1745 годы рядом строится другая церковь по проекту Дж. Трезини. Освящение состоялось в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских. Помещения церкви Трёх Святителей использовались в основном для ризницы Андреевского собора, церковной библиотеки и архива.
4 июля 1761 года деревянный храм сгорел во время грозы. 18 июля 1764 года был заложен новый храм под руководством А. Виста. Именно он сохранился до наших дней. Строительство было завершено к 1780 году. Открывшийся храм стал центром кавалеров ордена святого Апостола Андрея Первозванного. В 1786 году была построена колокольня, а в 1790 году – часовня. В 1797 году над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, которого несут два ангела.
Во второй половине XIX века при храме начало действовать «Общество вспоможения бедным», со временем ставшее крупнейшим в России приходским благотворительным обществом.
После революции храм пришёл в упадок, затем был разграблен и закрыт. Здание использовали как склад.
В 1928 году с колокольни сняли колокола, передали их в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили. В дальнейшем здание арендовали различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны пострадали фасады, крыша, иконостас, интерьер. В 1992 году храм был отреставрирован и возвращен верующим. Также была возвращена и церковь Трех святителей. До наших дней в соборе сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе.
В 1995-1996 годах на купола храма установлены позолоченные кресты. В 2001 году в честь 300-летия учреждения ордена Андрея Первозванного перед храмом был установлен обелиск. В 2007 году в сквере у храма был открыт бюст Ф.А. Головина.
Богослужения в церкви проводятся каждый день.
•Меншиковский дворец
Университетская наб., 15
Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.Университетская наб., 15
Дворец построен в стиле петровского барокко, он является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель.
Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.
Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.
В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.
В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).
Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.
Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Тем не менее, реставрационные работы в Меншиковском дворце еще продолжаются, хотя сделано уже очень много. Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.
В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиаломЭрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.
•Здание Двенадцати коллегий
Университетская наб., 7
Университетская наб., 7
Крупнейший памятник Петровского барокко
Здание 12 коллегий - здание на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х годов. В 1737—1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.
В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета.
•Новобиржевой Гостиный Двор
Менделеевская линия В.О., 5
Менделеевская линия В.О., 5
Здание сохранилось до наших времен практически в первозданном виде.
К концу 18 века торговые здания на Васильевском острове, включая здания старой Биржи и Таможни, устарели. Появилась необходимость в новых постройках. При Павле I появляется новый план застройки Стрелки Васильевского Острова, в числе новых зданий планировалось возвести здания Гостиного двора и Новой Биржи. В 1800 году постройка здания по проекту архитектора Д. Кваренги началась. Здание Новобиржевого Гостиного двора построено в виде замкнутого четырехугольника с большим внутренним двором.
Из-за участия России в Наполеоновских войнах строительство Гостиного двора шло медленными темпами, а впоследствии и вовсе застопорилось. Во второй половине 1800-х годов, когда Жан Тома де Томон начал строительство здания Новой Биржи, постройка и вовсе была разобрана. Возобновление и окончание постройки относится к 1815 году.
В XIX — начале XX века этот Гостиный двор использовался, в основном, для торгово-технических целей, преимущественно, в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано Историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года.
В 1936 году был сделан ряд нововведений. По проекту Я. Я. Кетчера, А. А. Завардина и В. Н. Пилявского, интерьеры были кардинально изменены. До войны в здании Новобиржевого Гостиного двора помимо Исторического размещались филологический и географический факультеты и военная кафедра. Во время войны в здании располагался госпиталь.
Сейчас в здании располагается и Медицинский колледж СПбГУ. Новобиржевой гостиный двор на Васильевском острове сохранился до наших времен практически в первозданном виде, он охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения и служит ярким
примером русской классицистической архитектуры начала ХIХ века.
•Петропавловская крепость
Именно с этой крепости началась история Санкт-Петербурга.
•Петропавловская крепость
Именно с этой крепости началась история Санкт-Петербурга.
Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году, — памятник фортификационного искусства XVIII-XX веков. Доминанта архитектурного ансамбля - Петропавловский собор, в котором находятся мемориальные гробницы всех российских императоров.
Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I.
Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста — Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским. 1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. 29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712–1732 годах возвели каменный собор. С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница.
В течение XVIII–XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, a также гауптвахта и другие. Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX — главной политической тюрьмой России. При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей. В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).
На территории крепости в Комендантском доме расположен музей повседневной жизни города в XVIII-XIX, а также тюрьма Трубецкого бастиона, где содержались политические заключенные. Среди узников — народовольцы, министры царского правительства, Л.Д.Троцкий, Ф.М.Достоевский и Н.Г.Чернышевский. В Ботном доме находится первый корабль, давший начало русскому флоту. Территория крепости и пляж открыты для свободного посещения.
В крепости существовала система подземных ходов. Часть из них открыта для посещения: ищите вход в потерну в Государевом бастионе.
•Троицкая площадь
Троицкая — это первая, а, следовательно, и старейшая площадь Петербурга.
•Троицкая площадь
Троицкая — это первая, а, следовательно, и старейшая площадь Петербурга.
Троицкая площадь появилась перед Петропавловской крепостью в то время, когда строительство города на Неве только начиналось. Участки земли вокруг Троицкой площади спешили занять приближенные Петра Великого. Стали появляться первые роскошные дома. На самой площади и рядом с ней были построены первый гостиный двор, первая городская аптека и первая типография, был устроен первый городской рынок. Рядом с Троицкой площадью находился первый торговый порт Петербурга и таможня.
На площади возвышалась Свято-Троицкая церковь, давшая название площади, а впоследствии и мосту, переброшенному через Неву. Первый деревянный храм Санкт-Петербурга в честь Святой Троицы (дня основания города), спроектированный Доменико Трезини, был заложен в 1703 году по личному указу Петра Великого. Строительные работы растянулись почти на десять лет, и торжественное освящение церкви состоялось в июле 1711 года. Вскоре Свято-Троицкому храму был присвоен статус главного кафедрального собора новой российской столицы. Именно в этом храме Пётр I принял титул российского императора. В 1750 году деревянный храм значительно пострадал от распространенной в то время напасти - пожара, и в 1756 году на его месте был возведен новый каменный храм. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась.
В первые десятилетия XVIII века Троицкая площадь являлась административным, торговым и культурным центром Петербурга. Здесь располагались главные правительственные учреждения — Сенат, Синод и коллегии. Позже Петр I решил перенести центр новой столицы с хаотично застроенного Городского (сегодня — Петроградского) острова на еще необжитый Васильевский остров, который можно легко было превратить в столь дорогой Петру Амстердам.
•Троицкая часовня на Троицкой площади
Часовня стоит на месте храма, в котором Петр I принял титул императора.
•Троицкая часовня на Троицкой площади
Часовня стоит на месте храма, в котором Петр I принял титул императора.
Первый деревянный храм Санкт-Петербурга в честь Святой Троицы (дня основания города), спроектированный Доменико Трезини, был заложен в 1703 году по личному указу Петра Великого. Строительные работы растянулись почти на десять лет, и торжественное освящение церкви состоялось в июле 1711 года. Вскоре Свято-Троицкому храму был присвоен статус главного кафедрального собора новой российской столицы. Именно в этом храме Пётр I принял титул российского императора. В 1750 году деревянный храм значительно пострадал от
распространенной в то время напасти - пожара, и в 1756 году на его месте был возведен новый каменный храм. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась.
•Музей «Домик Петра I»
Петровская наб., 6
Старейшее из сооружен
ий Санкт-Петербурга. Ранее именовался «Первоначальным Дворцом»•Музей «Домик Петра I»
Петровская наб., 6
Старейшее из сооружен
Домик Петра I — уникальный памятник города. Он был построен в первые дни после закладки Петербурга на месте, указанном Петром I. Деревянные стены домика покрыты росписью, имитирующей кирпичную кладку и прорезаны растянутыми по горизонтали окнами с мелкой расстекловкой. Высокая четырехскатная крыша крыта гонтом – деревянными дощечками. Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого дворца Петра. В 1723 г. над Домиком возвели защитную галерею на столбах. Существующий ныне футляр был построен архитектором Р.И. Кузьминым в 1844 г. В 1930 г. Домик был превращен в мемориальный музей. В 2003 г. Домик Петра I вошел в музейный комплекс Государственного Русского музея.
В настоящее время в нем экспонируются мемориальные вещи Петра Великого: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок А.Д.Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву.
•Церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона
Пестеля ул., 2А
История церкви берет свое начало с часовни партикулярной верфи на Фонтанке.
Пестеля ул., 2А
История церкви берет свое начало с часовни партикулярной верфи на Фонтанке.
На месте часовни в 1722 году был построен деревянный храм. 2 сентября 1722 года состоялось торжественное освящение храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Император Петр I задумывал эту церковь как храм-памятник русскому флоту, одержавшему к тому времени две великолепные морские победы – при Гангуте 27 июля 1714 года и при Гренгаме 27 июля 1720 года.
Название церкви произошло оттого, что обе эти победы были одержаны в день Святого Пантелеймона. Улицу, начинающуюся у церкви, также назвали Пантелеймоновской (ныне улица Пестеля). В 1734 году, во время правления Анны Иоанновны рядом с деревянной церковью был заложен новый каменный храм.
Строительные работы под руководством Н. Шумахера закончились в 1739 году. Часто авторство приписывается Ивану Коробову, поскольку он внес достаточно много поправок в первоначальный проект Шумахера. Торжественное освящение нового храма состоялось 27 июля 1739 года.
15 июня 1935 года Пантелеймоновская церковь была закрыта, а само здание стало использоваться под склад зерна, затем - как текстильный цех. В 50-е годы XX века мемориальные доски были отреставрированы. В 1981 году в здании Пантелеймоновской церкви разместился филиал музея истории Ленинграда Гангутская слава.
Наконец, в 1994 году здание было передано Санкт-Петербургской епархии, проведена реставрация церковных помещений. Архитектура церкви является характерной для первой половины XVIII века: пилястры дорического ордера на фасадах, фигурный лучковый фронтон над
местом расположения алтаря, высокий граненый купол на восьмигранном барабане и колокольня со шпилем.
•Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду.
•Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду.
Летний дворец был построен в стиле Петровского барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.
Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
•Летний сад
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
•Летний сад
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Петр I желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европейских монархов. Для его украшения им были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века.
В связи с устройством набережной Невы в 1784 году вдоль северной стороны сада была создана Невская ограда Летнего сада по проекту архитектора Ю.Фельтена. Ограда Летнего сада – одно из лучших произведений классицизма, архитектурный шедевр с мировой известностью.
Впечатляющая монументальность удивительно соединяется в ней с легкостью, простотой и изяществом.
• Павильон Росси в Михайловском Саду
Участок земли, на котором расположен Михайло
вский сад в 1712 году Петром I был отдан под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный «Золотыми хоромами». Золотые хоромы так были названы не случайно. Их черепичную крышу украшал высокий золотой шпиль. Стены некоторых комнат во всю высоту были обклеены кусками позолоченной кожи. • Павильон Росси в Михайловском Саду
Участок земли, на котором расположен Михайло
Для строительства павильона выполненного в стиле ампир в 1825 году архитектор К. Росси выбрал место, на котором некогда стоял «Золотой дворец» жены Петра I Екатерины. Первоначально он планировал построить два идентичных здания, но в итоге был сооружен только один
павильон у восточного угла сада. Павильон представляет собой два помещения, квадратных в плане, связанных между собой дорической колоннадой. Перед павильоном сооружена гранитная терраса-пристань, огражденная элегантной чугунной решеткой.
•Марсово поле
Именно здесь был зажжен первый в стране Вечный огонь.
•Марсово поле
Именно здесь был зажжен первый в стране Вечный огонь.
В начале XVIII века на месте Марсова поля находилась заросшая болотистая роща. Впоследствии она была превращена в место для проведения смотров войск и получила название Большой луг. Здесь проходили празднества и гуляния в честь побед в Северной войне. На этом месте устраивались карнавалы, представления и фейерверки, в честь чего Большой луг был переименован в Потешное поле. Но и это название не закрепилось надолго: возле поля был возведен дворец супруги Петра Великого, Екатерины I, и прилежащие к нему территории стали именоваться Царицыным лугом. Лишь в 1805 году поле было названо в честь античного бога войны — Марса.
В 1917 в центре Марсова поля были торжественно похоронены жертвы Февральской революции, в дальнейшем там же хоронили жертв Гражданской войны. В 1917-19 гг. по проекту архитектора Л. В. Руднева сооружается мемориал «Жертвам революции» с эпитафиями А. В. Луначарского. В 1920-х гг. вокруг мемориала был разбит сквер. В 1957 году проходит реконструкция мемориала под руководством архитектора С. Г. Майофиса, в результате которой Марсово поле стало первым местом в стране, где был зажжен Вечный огонь.
В 1918-1920 гг. на Марсовом поле были похоронены финские коммунисты.
•Зимний дворец Петра I | Эрмитаж
Дворцовая наб., 32
В первой трети XVIII века для Петра I на Дворцовой набережной, на том месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен Зимний дворец.
•Зимний дворец Петра I | Эрмитаж
Дворцовая наб., 32
В первой трети XVIII века для Петра I на Дворцовой набережной, на том месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен Зимний дворец.
Этот дворец не сохранился, но в конце XX века во время реконструкции Эрмитажного театра были воссозданы некоторые интерьеры Зимнего дворца Петра I и открыт музей.
На набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I. В 1716-1719 годах архитектор Георг Маттарнови возводил рядом Новый Зимний дворец для императора. После смерти Маттарнови его дело продолжил Николай Гербель, в 1719-1722 годах серьезно расширивший дворец и превративший его в поистине царское жилище. Дворец стал самым торжественным в Санкт-Петербурге. В нем Петр I скончался в 1725 году.
После во дворце жила Екатерина I и Петр II. Дворец готовили и для Анны Иоанновны, но та предпочла палаты Апраксина (на месте нынешнего Зимнего дворца). Здание петровского дворца стало служебным корпусом. Именно в нем в 1734 году разместили танцевальную школу Ж.-Б. Ланде, ныне превратившуюся в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.
В 1970-1980-х годах сохранившиеся части дворца были выявлены архитекторами Государственного Эрмитажа. Часть помещений была воссоздана и ныне доступна для осмотра.
•Здание Главного Адмиралтейства
Адмиралтейский проезд, 1
Первая постройка на левом берегу Невы и одна из важнейших достопримечательностей Петербурга.
•Здание Главного Адмиралтейства
Адмиралтейский проезд, 1
Первая постройка на левом берегу Невы и одна из важнейших достопримечательностей Петербурга.
Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. Современное здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внутреннего и внешнего. Длина главного фасада Адмиралтейства – 406 метров, боковых – 163 метра. Шестью многоколонными портиками украшен центральный фасад здания. В центре фасада расположена многоярусная башня с въездной аркой. Шпиль, составляющий 72 метра в высоту, увенчан флюгером-корабликом, который стал одним из символов Ленинграда. Здание Адмиралтейства украшают барельефы, статуи и лепные украшения. Построено в 1727-1737 гг., перестроено в 1806-1823 гг. Архитекторы: И.К. Коробов, А.Д. Захаров.
Здание Адмиралтейства, построенное изначально как верфь для строительства военных кораблей, сейчас является Главным штабом Военно-Морского Флота. От шпиля Адмиралтейства лучами отходят три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. На самом верху 72,5 метрового шпиля вращаeтся символ Санкт-Петербурга — позолоченный флюгер в виде корабля.
По легенде силуэт флюгера повторяет контур первого корабля, зашедшего в порт Санкт-Петербурга вскоре после основания города.
Найдите шпиль Адмиралтейства на отходящих от него Гороховой, Вознесенском и Неском проспекте. Именно из-за того, что на этих улицах возможно увидеть шпиль Адмиралтейства, в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли «Полярной Звездой» и, в сочетании с тремя
улицами, «Невским трезубцем».
•Набережная реки Фонтанки
Воды этой речки когда-то питали фонтаны Летнего сада.
•Набережная реки Фонтанки
Воды этой речки когда-то питали фонтаны Летнего сада.
Свое название река Фонтанка получила потому, что вода из этой реки использовалась для фонтанов Летнего сада. В первой половине XVIII века Фонтанка по-существу ограничивала границы Петербурга с юга.
Река берет свое начало из Невы у Летнего сада и впадает в Большую Неву рядом с Гутуевским островом. Архитектурный облик набережной Фонтанки и близлежащих районов складывался в течение долгих лет.
Первым сооружением, появившимся на набережной Фонтанки, был Летний дворец Петра I. В конце XVIII века набережную одели в гранит, украсили спусками и подъездами к реке. Сначала близлежащая к Фонтанке территория в основном застраивалась домами по типу загородных усадеб, часто со своими причалами у реки. Позже здесь развернулось строительство уже монументальных архитектурных зданий.
На набережной реки Фонтанки можно увидеть много настоящих архитектурных шедевров, исторических зданий и памятников. Она поражает разнообразием застройки: здесь и пышные дворцы, и элегантные особняки, и старые доходные дома.